0
1810
Газета Дипкурьер Интернет-версия

03.03.2008 00:00:00

Дорогостоящий проект с неясной перспективой

Екатерина Кузнецова

Об авторе: Екатерина Кузнецова - директор Европейских программ Центра изучения постиндустриального общества.

Тэги: евросоюз, косово


Многим казалось, что вопрос о статусе Косово сплотит европейцев, а действия, последовавшие за признанием независимости края, наконец, конвертируют иллюзию единой внешней и оборонной политики в реальность. Однако этого не произошло: Испания, Греция, Кипр по понятным причинам отказались признать независимость Косово, хотя и согласились в рамках Совета ЕС направить туда гражданскую миссию.

Хотя независимому Косово покровительствовал американский «большой брат», эксперты единодушны в том, что новое государство на Балканах – проблема прежде всего европейская. Европейцы, надо признать, хорошо осведомлены о положении вещей в Косово и не питают надежд относительно быстрого его вхождения в клуб цивилизованных стран.

«Доклад Комиссии ЕС о прогрессе Косово в рамках резолюции Совета Безопасности ООН № 1244» (Kosovo under UNSCR 1244 2007 Progress Report) рисует мрачную картину состояния дел в крае. Для начала немного статистики. Согласно оценкам МВФ, ВВП на душу населения в Косово составляет 1100 евро, или лишь 5% от среднего для 27 государств Европейского союза уровня. Торговый дефицит вырос в 2006 году до 53% (!) ВВП. Косовская экономика неконкурентоспособна: на каждые 100 евро импорта приходится всего 8,5 евро экспорта (к тому же в 2006 году импорт товаров и услуг увеличился на 10,4%, а инвестиционных товаров – на 36,5%). Дефицит платежного баланса составляет 19% ВВП. Формально безработными в Косово считаются 44,9% активного населения. На деле она намного ниже, поскольку значительная часть безработных занята в теневой экономике.

Без Европы Косово просто не выживет. За восемь лет в этот маленький регион было «закачано» 1,8 (!) млрд. евро. Иностранные доноры, преимущественно европейские, ежегодно вливают в экономику этого края средства, равные почти четверти ВВП. Многие косовары годами живут на денежные переводы, получаемые от проживающих за границей родственников – благо их общая сумма достигает четверти ВВП края.

Политическая ситуация в Косово также остается весьма нестабильной. Внутренний импульс к переменам среди косовской элиты крайне слаб. Как следствие, «все общество охвачено коррупцией, которая долго еще будет оставаться главной проблемой, поскольку для борьбы с ней отсутствует политическая воля»; при этом «парламент Косово недееспособен», «администрации на местах не могут выполнять свои функции», «прогресс в реализации и защите прав человека крайне скромен», и «никто не заинтересован в развитии свободы слова».

За девять лет своего «присутствия» в Косово Евросоюз смог крепко «привязать» страну к себе нитями сотрудничества. До 2006 года Косово участвовало в так называемом Процессе стабилизации и ассоциации, который охватывает все государства Западных Балкан. «Участие» выражалось в том, что автономия стала главным получателем помощи, выделяемой Евросоюзом. В 2007 году модальность сотрудничества изменилась, а вслед за ней и программа финансовой помощи. Программа партнерства была свернута в пользу нового механизма с трудно переводимым названием «Инструмент предварительного вступления (Instrument for Pre-accession)». Смехотворный на первый взгляд «масштаб» перемен на деле маскирует важное изменение в европейском подходе к Косово: если раньше ЕС предоставлял финансы для решения общих проблем, то отныне деньги будут направляться на те проекты, которые позволят Косово приблизиться к уровню, необходимому для вступления в Евросоюз.

В действительности косовская проблема в ее нынешнем виде – это ловушка для европейцев. Добившись от Евросоюза признания их независимости, косовары поставили ему своеобразный «вечный ультиматум» – либо платите дальше, и тогда мы худо-бедно будем сдерживать мафию, преступность и экономическую миграцию, либо Косово станет европейским «раем» для преступников всех мастей и национальностей. При первом сценарии край в среднесрочной перспективе превратится в типичное «распадающееся» государство с неконтролируемыми границами, слабой центральной властью и низким уровнем социально-экономического развития. Удержать его от окончательного падения смогут только европейские деньги, поток которых без перспективы политической отдачи от инвестиции быстро иссякнет.

Уже сегодня очевидно, что Евросоюз не сможет обойтись «скромными» 68,3 млн. евро своей помощи в год (столько было потрачено на Косово в 2007-м) для того, чтобы получить первые заметные результаты в области укрепления правопорядка, эффективного управления и защиты прав человека.

Второй сценарий вероятен в том случае, если европейцы наряду с имеющим место сокращением финансовой помощи Косово не смогут договориться между собой или с лидерами края о механизмах реализации «европейского пути» для новоиспеченного государства. Из множества способов решения вопроса о статусе Косово – какими, например, могли бы быть ускоренный прием Сербии в ЕС без отторжения Косово или принятие Косово в ЕС как территории без четкого статуса наравне с Сербией – европейские гранды пролоббировали наиболее ненадежный. Ведь готовность принимать европейскую помощь и участвовать в совместных проектах отнюдь не гарантирует, что косовская политическая элита жаждет сама ограничить с трудом добытый суверенитет в пользу общеевропейских органов власти.

Существует ли третий сценарий? В Брюсселе убеждены, что да, и готовятся его реализовать. 16 февраля Совет ЕС одобрил направление в Косово международной миссии по поддержанию правопорядка, которая должна стать серьезным испытанием на прочность для единой внешней и оборонной политики ЕС. Но вот только является ли гражданское присутствие европейцев в Косово «внешней или оборонной политикой»? Попытки построить правозащитную и правоохранную инфраструктуру, сопоставимую с существующей в странах ЕС, в Косово более уместно классифицировать как новый и непривычный формат расширения, а не вектор внешней и оборонной политики.

Итак, суверенное Косово навеки прилепилось к Европе – но хорошо ли это для европейцев? Кто может поручиться, что они будут неизменно одобрять направление все новых сил и средств на развитие Косово? Если дестабилизация в регионе начнет становиться повседневной практикой, кто сумеет ее сдержать? Европа первой научилась объединять государства. Зачем ей теперь идти наперекор собственному опыту и управлять процессом разъединения Сербии? На все эти вопросы, увы, ответы могут дать не эксперты и даже не политики, а только история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1789
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1123
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
821
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1106

Другие новости