Неужели ситуация в Ираке действительно улучшается? На этом настаивают как иракские власти, так и покровительствующие им американцы. О нормализации обстановки пишут ведущие мировые издания. Статистические данные – и те свидетельствуют о положительных тенденциях. Почему же в таком случае США не торопятся с выводом своих войск, а Багдад не дает гарантии безопасности сотрудникам иностранных компаний?
«Мы достигли значительных успехов в прекращении межконфессиональных и межклановых столкновений», – заявил на пресс-конференции в Москве глава МИД Ирака Хошияр Зибари, посетивший российскую столицу на прошлой неделе в рамках пятого заседания совместной российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. «Одержана победа и над «Аль-Каидой» практически во всех провинциях государства», – заверил он.
Зибари также выразил надежду, что в этом году Багдад в последний раз продлил мандат многонациональных сил. Но его оптимизм, похоже, не разделяют в Пентагоне. Находясь в Багдаде как раз в то же время, когда в Москве вел переговоры глава иракского МИДа, министр обороны США Роберт Гейтс отметил, что ситуация остается «зыбкой». Он намекнул, что «имеет смысл повременить» с возвращением войск домой и еще раз прикинуть, как будут развиваться события во время и после вывода.
Результаты такого анализа ситуации, возможно, будут отражены в соглашении о дружбе и сотрудничестве на долгосрочной основе, которое Ирак и США намерены подписать уже в ближайшее время. Предположительно в марте-апреле. Свое влияние на содержание данного документа, очевидно, окажет и новый раунд американо-иранских переговоров по иракскому кризису, который должен пройти в Багдаде 16–17 февраля.
Урегулирование отношений между Вашингтоном и Багдадом на долгосрочной основе действительно сделает динамику ситуации более предсказуемой. Пока же сторонам, которые не являются прямыми участниками событий и не оказывают на них влияния, например, России, активизироваться на иракском направлении явно не следует. И в Москве это, похоже, понимают. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из итогов последнего визита Зибари.
Соглашение о списании 93% государственного долга Ирака, составляющего без малого 13 млрд. долл., сенсацией назвать нельзя. Россия вместе с остальными членами Парижского клуба уже давно взяла на себя обязательство простить 80% задолженности. Учитывая то, что надеяться на ее погашение скорее всего было бы бессмысленно, жест кажется вполне оправданным. Ведь получить обратно, хотя бы в виде контрактов, около одного миллиарда лучше, чем вообще ничего.
Другое дело, что возвращаться в Ирак еще рановато. Багдад не способен дать гарантии безопасности российским специалистам. Москва же охранять их своими силами не стремится. Да и по документам остаток государственного долга Ирака перед Россией в размере 900 млн. долл. будет реструктуризирован сроком на 17 лет.
Главное – путь в новый постсаддамовский Ирак теперь открыт официально. До сих пор не было ни одного соглашения, регулирующего торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество между Москвой и новым режимом Багдада. Соответствующий меморандум о намерениях, подписанный на прошлой неделе и главой МИД РФ Сергеем Лавровым, и Зибари, стал первым таким документом.