0
6448
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.02.2008 00:00:00

Олимпиада даст импульс сотрудничеству на Южном Кавказе


– Каковы цели вашего визита в Москву?

– Я стараюсь время от времени посещать Москву, поскольку Россия является важнейшим игроком на Южном Кавказе и стратегическим партнером Евросоюза и у нас есть общие интересы. Поэтому нам важно иметь такие консультации. Я встречался с коллегами из МИД России, учеными, парламентариями, чтобы обсудить актуальные вопросы.

– Какое впечатление от встреч у вас осталось?

– С одной стороны, обнадеживает тот факт, что наблюдаются некоторые позитивные шаги в отношениях между Россией и Грузией. Это ключевое взаимодействие на Южном Кавказе. Я надеюсь, что улучшение двусторонних отношений между Москвой и Тбилиси положительно скажется на урегулировании замороженных конфликтов.

– Вы ожидаете перемен в отношениях РФ и Грузии после президентских выборов в России?

– Я не ожидаю существенных изменений. Но исхожу из того, что новому президенту России удобнее было бы приступать к решению вопросов, по которым уже наметились определенные позитивные подвижки. Если президентские выборы и повлияют, то скорее это будет позитивное влияние.

– Президент Путин оставляет сложное наследство своему преемнику в том, что касается Южного Кавказа?

– Проблемы действительно сложные. Но у них давняя история. Проблемы эти были и в течение президентства Путина, и при Ельцине.

– Высказывалось мнение, что самой сложной темой в отношениях РФ и ЕС является взаимодействие в общем ближнем зарубежье. Это все еще соответствует действительности?

– Я выступаю за то, чтобы это пространство не было проблематичным в отношениях России и ЕС. Ведь, по сути дела, мы заинтересованы в одном и том же – стабильности и процветании наших соседей. Процветание непосредственно связано со стабильностью, а также с коммерческими возможностями наших бизнесменов. Так что по ключевым интересам политики России и ЕС на Южном Кавказе я не вижу фундаментальных расхождений.

– Что означает провозглашение независимости Косово для Абхазии и Южной Осетии?

– Я надеюсь, что серьезных последствий не будет. Мы думаем, что такие последствия неоправданны. Попытки провести параллели, если таковые будут, – опасны. У конфликтующих сторон могут быть определенные опасения и ожидания в связи с Косово, но нашей совместной целью должно стать ограничение этих опасений и ожиданий.

– Косово все-таки станет прецедентом для Абхазии и Южной Осетии и других замороженных конфликтов?

– Повторюсь, что ожидания и опасения, что независимость Косово будет иметь последствия, есть. Но прецедентом Косово являться не должно. Ведь указанные конфликты большее отличает, чем объединяет. У всякого конфликта своя специфика – своя история и политические моменты. Есть правовые нормы, которые необходимо соблюдать, но помимо этого большая часть урегулирования конкретного конфликта идет по специфическим критериям, характерным исключительно для него.

– В ходе встреч в Москве ваша точка зрения, что Косово не должно стать прецедентом, нашла понимание у российских коллег?

– У меня такое впечатление, что собеседники в Москве – как официальные, так и неофициальные – в принципе согласны, что в интересах России предпринимать меры по ограничению возможных последствий независимости Косово. Очевидно, что у РФ иное понимание косовского урегулирования. Но я не вижу фундаментальных разногласий между нами в том, что касается последствий независимости Косово для других конфликтов. Я иногда слышу, что ввиду существования исторических связей на Южном Кавказе возможные последствия будут более ощутимыми для России. Возможно, так и будет. Но это не меняет главного: в наших интересах ограничение возможных последствий независимости Косово.

– В прошлом году замгоссекретаря США Мэтью Брайза предостерегал Россию от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. По его словам, это могло бы вызвать всплеск сепаратизма на территории Российской Федерации. Вы бы присоединились к этому предостережению?

– Я не хочу вникать в гипотетические вопросы такого рода. Это вопрос, на который должна ответить сама Россия. И не мне об этом судить.

– Кому по силам остановить «парад суверенитетов» – России, Евросоюзу, США? Или после Косово помешать этому будет уже невозможно?

– Вряд ли это по силам одному участнику международного процесса. Этого возможно достичь лишь совместными усилиями. К замороженным конфликтам необходимо относиться серьезно. Чтобы предпринимать существенные меры по их урегулированию, надо четко понимать интересы и претензии жителей конфликтных регионов. И ЕС, и Грузии еще следует предпринять много мер в Абхазии и Южной Осетии. Надеюсь, что мы сумеем достичь результата вместе с Россией.

– Какие конкретные меры предпринимает Евросоюз, чтобы не допустить провозглашения независимости в Абхазии и Южной Осетии после окончательного решения по статусу Косово?

– Евросоюз в настоящее время содействует этим регионам в восстановлении нормальной жизни. Это создание инфраструктуры, возможностей для жителей общаться друг с другом и возобновить прерванные связи. Инфраструктурные проекты должны способствовать формированию общих интересов у жителей по обе стороны конфликта. Также прилагаются усилия, чтобы жители могли плодотворно общаться с внешним миром, с ЕС, чтобы они вышли из осадного положения.

– В перспективе возможно ли вступление Грузии в Евросоюз? Тогда по примеру Белграда и Приштины можно было бы пообещать конфликтным сторонам общее европейское будущее, а грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты, возможно, разрешились бы сами собой┘

– Перспективы членства в Евросоюзе не входят в пакет, который мы предложили Грузии. Но тем не менее сейчас мы строим с Тбилиси достаточно амбициозные отношения, которые включают не только сотрудничество, но и определенную меру интеграции. И мы еще только начинаем выполнять эту повестку. Нерелевантно говорить о членстве Грузии в ЕС. Потенциал отношений ЕС с Грузией и другими государствами Южного Кавказа, а также с Украиной и Молдавией отнюдь не исчерпан.

– И все же какова предельная степень интеграции Грузии и ЕС?

– Если говорить об очень долгосрочной перспективе, ничего нельзя исключать. Но в нынешнюю повестку это не входит. Если членство в ЕС и будет в далеком будущем предложено Грузии, то все произойдет в иных условиях, чем сейчас. Но это уже гипотетический вопрос.

– Что за документ лежит сейчас на столе переговоров у Баку и Еревана по урегулированию карабахского конфликта?

– Сразу скажу, что ЕС не является участником переговорного процесса. Мы наблюдаем за происходящим. И мы заинтересованы в успехе этого процесса. Да, есть документ основных принципов урегулирования карабахского конфликта. Это в основном меры, которые уже согласованы. С одной стороны, Баку и Ереван не так уж далеки от согласия. Но, с другой стороны, для консенсуса нужны доверие и политическое мужество. А этого не хватает.

– Когда у Баку и Еревана появятся политическое мужество и доверие? В 2008-м, в 2009 году?

– Я не могу сказать. Надеюсь, что это скоро произойдет. Уверен, что обе стороны осознают, что неурегулированный конфликт ведет к огромным потерям для обеих стран. Регион не может развить свой полный потенциал, прерваны транспортные магистрали, иностранные инвесторы не ощущают в полной мере, что их вложения в безопасности. Большая часть бюджетов стран региона идет на военные расходы. Существует опасность инцидентов, которые могут выйти из-под контроля. Но я уверен, что сейчас Баку и Ереван осознают это в большей мере.

– То есть это наиболее перспективный документ из когда-либо имевшихся?

– Стороны и раньше были несколько раз очень близки к решению. Но чтобы переговоры завершились успехом, нужен не только совершенный с технической точки зрения документ, но и определенные внешние условия. Надеюсь, что эти условия сейчас лучше. С возрастающей интеграцией обеих стран в мировую экономику эти внешние условия будут играть еще более важную роль для урегулирования конфликта. Потери из-за потенциального конфликта становятся более ощутимыми.

– Какой принцип международного права – право народа на самоопределение или территориальной целостности государства – более важный?

– Оба принципа важны. Есть и другие принципы, например неприменения силы, которые включены в Хельсинкский заключительный акт. Если внимательно читать этот документ, становится понятно, что территориальная целостность – принцип, в рамках которого может осуществляться право народа на самоопределение.

– То есть допускается нарушение территориальной целостности ради права народа на самоопределение? Интересно ваше толкование ситуации как дипломата на примере Грузии и Сербии.

– Я не хочу давать общего толкования. Мы возвращаемся к началу нашего разговора – каждый конфликт имеет свою историю и специфику. Эта предыстория и специфика должны учитываться при вынесении суждений по конкретному конфликту.

– Получается, толкование международного права в любую сторону возможно?

– Конечно. Есть принципы, но их надо дополнять спецификой конкретной ситуации, чтобы сделать вывод.

– Последний вопрос об Олимпиаде-2014. Целесообразно ли привлекать к сочинской Олимпиаде Абхазию?

– Надеюсь, что Олимпиада в Сочи станет двигателем регионального сотрудничества и решения тех сложнейших проблем, от которых слишком давно страдает весь Южный Кавказ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
649
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2378
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1580
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1207

Другие новости