Виктор Ющенко входил в Зеленую гостиную Кремля с надеждой на взаимопонимание.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Недавние переговоры президента Украины Виктора Ющенко в Москве с Владимиром Путиным в информационных сообщениях и комментариях к ним свелись в основном к газовой теме. Перспектива перехода «Нафтогаза» на прямые, без посредников отношения с «Газпромом», а также связанная с этим перегруппировка сил на украинском политическом поле как бы отодвинули на второй план другие, не менее важные стороны визита украинского лидера в столицу России. Между тем в них знаковыми оказались не прямые договоренности, а то, что осталось, как любят говорить дипломаты, за протоколом.
Напомним, Виктор Ющенко прибыл с официальным визитом в Москву 12 февраля, в этот же день он провел переговоры с Владимиром Путиным, принял участие в заседании украинско-российской межправительственной комиссии, а на следующий день отбыл домой. Президенты двух стран подписали План действий Украина–Россия до 2009 года. В рамочном документе определены первоочередные мероприятия, которые должны быть осуществлены в двусторонних отношениях за этот период. В частности, стороны обязуются содействовать дальнейшему углублению российско-украинского сотрудничества в торгово-экономической сфере, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, машиностроении, транспорте и связи, промышленной политике, авиастроении, науке и технике, использовании космоса и атомной энергии в мирных целях.
За этими общими фразами остались без ответа конкретные вопросы, решения которых, с подачи самих же президентов, ждали граждане обеих стран. В 2005 году, когда была создана российско-украинская межправительственная комиссия, которая получила название Путин–Ющенко, президенты пообещали, что найдут компромиссы и снимут с повестки дня все острые проблемы в двусторонних отношениях. К таким относятся передел Азова и Керченского пролива, пребывание в Крыму Черноморского флота РФ, взаимные ограничения в торговле и, конечно же, поставки газа в Украину и транзит через ее территорию в Евросоюз. Последняя проблема, как известно, окончательно не решена, но базовые договоренности по ней достигнуты.
Владимир Путин после встречи с Виктором Ющенко заметил, что они договорились также по границам – скоро, мол, соберутся специалисты двух стран и вопрос будет снят. Если дело обстоит именно так, то можно предположить, что разграничение Азовского моря и Керченского пролива произойдет на условиях Киева, так как украинская сторона последовательно вот уже 10 лет придерживается позиции: делить следует по дну, а не по поверхности воды. Если Киев мог уступить Москве в газовом споре (там правила диктует хозяин энергоресурсов), то в отношении территорий говорить с ним с позиций силы – себе дороже. Тем не менее слово было сказано. И украинские эксперты предположили, что Путин, покидая президентский кабинет, мог уступить главе соседнего государства. Тем более что отношения с Украиной всегда позиционировались Кремлем как приоритетные.
Но другие слова российского президента, сказанные в тот же день, но уже на итоговой пресс-конференции, эти надежды перечеркнули. Пассаж Путина о том, как непросто будет России нацеливать свои наступательные ядерные ракеты на соседей, если Украина вступит в НАТО и примет на своей территории западные оборонительные противоракетные системы, в Киеве расценили как предупреждение. А на Западе – как прямую угрозу.
Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что считает неприемлемой риторикой российскую угрозу направить на Украину ракеты в случае ее вступления в НАТО и решения установить элементы системы ПРО. «Это достойная осуждения риторика, которая идет из Москвы. И она неприемлема» – так Райс прокомментировала слова президента России. Госсекретарь подтвердила, что Соединенные Штаты «абсолютно поддерживают» независимость Украины. Что же касается отношений США с Россией, то им, по мнению госсекретаря, не на пользу такие выпады, которые допустил российский президент.
Выступая в среду на заседании Комитета по иностранным отношениям Сената США, госсекретарь высказала сожаление, что, «когда доходит до вопросов, которые следуют из строения послевоенной Европы, мы получаем риторику на манер той», которая прозвучала со стороны России. «Мы всегда четко заявляли о своей преданности идее независимой и суверенной Украины и других стран, которые когда-то были частью Советского Союза, время которого ушло навсегда. И мы надеемся, что Россия это понимает», – подчеркнула Райс.
В свою очередь, влиятельный сенатор-республиканец Ричард Лугар на заседании отметил и другой факт давления России на своих соседей. Он заявил, что «Россия грозит Украине и ее соседям ракетами и осуществляет давление путем перекрытия поставок газа». И высказал мнение, что приглашение Путина на апрельский саммит НАТО в Бухаресте может негативно повлиять на процесс расширения альянса. На это Райс ответила: «Что касается НАТО, то мы убеждены, что союзники в альянсе сделают все, что считают нужным, и Россия не имеет там права вето. Мы рассмотрим позиции разных стран и их готовность к членству в НАТО или других форм сотрудничества с НАТО».
На вопрос сенатора Лугара о том, насколько готовы США поддержать идею присоединения Украины и Грузии к Плану действий относительно обретения членства в НАТО, госсекретарь заявила, что США и страны – члены альянса могут принять соответствующее решение лишь после детального анализа позиций и готовности стран к сотрудничеству с НАТО.
В это время Ющенко сделал заявление, которое призвано было снять опасения России, связанные с намерением Украины вступить в НАТО. Украинский лидер заметил на встрече с украинской диаспорой в Москве, что если Россия так волнуется, то Украина может принять решение о неразмещении в Севастополе баз НАТО. Причем закрепить это конституционально. При этом Ющенко еще раз подчеркнул, что курс его страны на евроинтеграцию коррективе не подлежит. Хотя вопрос вступления Украины в НАТО украинский президент занес в разряд тех, что выносятся на референдум. Он пообещал, что так и поступит. Тем более что, заметил Ющенко, только 3% украинцев располагают достаточной информацией об альянсе. Ответной реакции на этот месседж не последовало.
О том, что независимо от расклада политических сил в Украине внешнеполитические ориентиры этой страны меняться не будут, говорили и на состоявшемся в четверг в Киеве заседании министров иностранных дел стран Евросоюза и Черноморского бассейна. О поддержке этих ориентиров лучше всяких речей говорит сам факт проведения мероприятия такого уровня в украинской столице. А о привлекательности и одобрении евроидеи Украины – присутствие на нем глав внешнеполитических ведомств некоторых стран СНГ: Грузии, Азербайджана, Молдавии. То есть ГУАМ в полном составе. Эта деталь представляется особенно значимой, если вспомнить, что европейские мидовские посиделки в Киеве состоялись всего за неделю до неформального саммита СНГ, который пройдет в Москве 22 февраля. Известно, что все лидеры стран ГУАМ на него прибудут. Но их участие в этом мероприятии Содружества, как, впрочем, и в других, не является иллюстрацией внешнеполитического выбора. Скорее наоборот.