Ситуация в сфере безопасности продолжает ухудшаться.
Фото Reuters
Положение в Афганистане складывается неудачно для НАТО вообще и для Италии в частности. Спецкор итальянской газеты La Stampa Валерио Пеллиццари, на днях побывавший в Афганистане, нарисовал безрадостную картину происходящего: повсеместная коррупция, частные армии и охранные агентства на фоне разложения афганской армии, растущее число атак камикадзе и массовая гибель афганцев... Все то, что западные державы, вовлеченные в конфликт, упорно не желают замечать. За примерами далеко ходить не надо.
Так, губернатором стратегически важной провинции Нимруз, граничащей с Ираном, был назначен некто Дестагир Хазад за взятку в 1 млн. долл. А чтобы ни у кого не возникало сомнений об источнике происхождения денег, вся сумма была выплачена в иранской валюте. Новоиспеченный губернатор, чтобы отбить откупные, правит провинцией на манер вотчины, взимая в свою пользу таможенные платежи и раздавая направо и налево милости. Поэтому контрабандисты всех мастей и наркоторговцы чувствуют себя здесь вольготно.
Не отстает от коллеги и Фазал Хазим Моджадеди, возглавляющий Парламентскую комиссию по внутренней безопасности, который экспортировал частным образом в Пакистан 75 тонн лазурита. Огромное количество этого ценного и пользующегося спросом минерала было изъято из шахт, ранее принадлежавших королю, затем контролировавшихся Ахмадшахом Масудом и в настоящее время официально являющихся государственной собственностью, управляемой Министерством минеральных ресурсов.
В Кандагаре одна НПО, которой покровительствует Каюм Карзай, брат афганского президента, получила прошлым летом несколько миллионов долларов на развитие инфраструктуры в сельской местности. Деньги пошли на строительство дорог, больниц и школ. На бумаге. А на деле было построено энное количество потемкинских деревень, наличие которых никто не удосужился проверить и которые вскоре якобы были уничтожены талибами. Кстати, свидетелей нападения талибов тоже не оказалось. Инспектировать, увы, уже нечего, хотя деньги были аккуратно прибраны к рукам.
Не лучше обстоит дело и с армией. Здесь царят приписки, очковтирательство и двойная бухгалтерия. На бумаге афганская армия насчитывает 55 тыс. человек личного состава, однако в действительности эта цифра составляет всего лишь 40 тыс. Ларчик открывается просто – зарплата каждого из 15 тыс. бойцов-призраков составляет 100 долл. в месяц плюс 2 долл. боевых в сутки. Эта черная касса распределяется между высокопоставленными офицерами и генералитетом на личные нужды.
В первые месяцы после падения режима талибов простой капитан мог быть произведен в генералы прямо на поле боя, зачастую лицом, не имевшим на то никаких полномочий. С тех пор афганская государственность далеко ушла вперед, и теперь такие трюки невозможны. Однако в штате Министерства обороны Афганистана на данный момент числятся 3600 (!) генералов, которых к тому же президент Хамид Карзай, в прерогативу которого входят подобные назначения, никогда не назначал.
Частные армии растут как на дрожжах, подпитывая серую зону безнаказанности и произвола и вызывая пугающие ассоциации с положением в Ираке. В то время как в Кабуле патрульно-постовую службу несут 8 тыс. афганских полицейских, число частных охранников перевалило за 10 тыс. К этому необходимо добавить, что 2007 год был самым кровавым с момента свержения режима талибов. Он унес жизни 6 тыс. афганцев, погибших в основном в результате 150 атак камикадзе, совершенных по большей части в Кабуле.
Валерио Пеллиццари был военным корреспондентом в Афганистане еще в период советского военного присутствия, и ему есть с чем сравнивать. И сравнение это далеко не в пользу США и их западных союзников. Итальянский журналист отнюдь не разделяет восторженного энтузиазма афганского писателя Халеда Хоссейни, автора бестселлера «Бегущий за ветром», по которому был поставлен одноименный фильм.
Господин Хоссейни, недавно побывавший в Кабуле, с восхищением описал гигантские бетонные противовзрывные защитные сооружения, установленные в центре афганской столицы и призванные обеспечить безопасность «гражданам западных стран». При этом писатель забыл упомянуть, что эти сооружения защищают зеленую зону, где расположены иностранные миссии и учреждения, а также проживают иностранцы, и вовсе не гарантируют безопасности его соотечественникам-афганцам.
Даже в период советской военной оккупации, замечает Пеллиццари, несмотря на повседневный комендантский час, не было никакой необходимости в подобных фортификационных укреплениях. НАТО не извлекла никакого урока из катастрофического опыта советских военных и продолжает делать ставку на массированные бомбардировки, не приносящие желаемого результата. Вывод итальянского журналиста пессимистичен – коалиция проигрывает войну.
На фоне всего этого усиливается давление на Италию, Францию и Германию с тем, чтобы принудить их воинские контингенты принять участие в боевых действиях в Афганистане. Первым поставил вопрос ребром датский политолог Даниэль Корски, автор 17-страничного документа «Афганистан: забытая европейская война». В прошлом Корски был советником английского воинского контингента в Басре и помощником бывшего Высокого представителя ООН в Боснии и Герцеговине лорда Пэдди Эшдауна. Корски заявил, что европейские правительства, в особенности Италия, Франция и Германия, должны разъяснить своим избирателям, что только миротворческими миссиями проблему Афганистана не решить. Датский политолог настаивает на том, чтобы «наиболее пацифистские» контингенты, особенно итальянский, в порядке ротации были переведены в восточные районы Афганистана, граничащие с Пакистаном.
В интервью итальянской газете La Repubblica генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер подчеркнул, что «все воинские контингенты могут быть поставлены перед необходимостью участия в боевых действиях». Подобная перспектива отнюдь не радует ни итальянских военных, ни итальянскую администрацию. Для того чтобы избежать этой перспективы, итальянская дипломатия принялась за работу.
Вскоре истекает срок мандата трех стратегических ключевых фигур, от которых зависит политическое решение афганского кризиса: спецпосланника ООН, гражданского представителя НАТО и руководителя миссии Европейского союза. Италия полна решимости заполучить для себя хотя бы одно из этих кресел. Заместитель министра иностранных дел Витторио Кракси в интервью газете L’Unitа подтвердил усилия итальянской дипломатии по продвижению своих кандидатур.
Прежде всего Рим делает ставку на должность руководителя миссии Европейского союза, которая сулит значительные выгоды: помимо престижа и морального авторитета данная позиция является фактически независимой, выделенной из структуры командования НАТО–ISAF и, что особенно важно, с учетом правительственного кризиса и внутриполитической ситуации в Италии чисто гражданской. Среди возможных кандидатур фигурирует имя дипломата Энрико де Майо, бывшего посла в Пакистане, а затем специального представителя Италии в Афганистане, который является, кроме того, личным другом Хамида Карзая. Среди прочих кандидатур рассматриваются также бывший посланник ООН в Косово Франческо Бастальи и Джандоменико Пикко, который в 1988 году от имени ООН успешно вел переговоры в Женеве о выводе советского воинского контингента из Афганистана.
Рим