0
1750
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

Судьбоносный год по-немецки

Тэги: меркель, фрг, выборы, экономика


меркель, фрг, выборы, экономика Бундесканцлерин оказалась в непростом положении.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Бундесканцлерин Ангела Меркель оказалась права, назвав 2008 год «ключевым» для правительства «большой коалиции». Выборы в земельные парламенты, состоявшиеся 27 января в Гессене и Нижней Саксонии, прошли в обстановке острой внутриполитической конфронтации христианских и социал-демократов.

В Гессене ХДС набрал 36,8% голосов. Но это был настоящий обвал: минус 12% голосов и утрата большинства в ландтаге. Хотя и меньше, на 6%, но число сторонников консервативной партии сократилось и в Нижней Саксонии. В свою очередь, конкурирующая СДПГ едва не победила в Гессене, где она привлекла лишь на 0,1% меньше избирателей, чем христианские демократы. Однако в Нижней Саксонии она скатилась в избирательских симпатиях еще ниже, чем прежде. В обеих землях бесспорный успех сопутствовал только Левой партии.

24 февраля состоятся выборы в Гамбурге, имеющем статус федеральной земли. Предвыборные тесты не радужны для правящих там христианских демократов и внушают надежды социал-демократическим соперникам и тем же новым левым. Но прежде всего наблюдаемые тенденции внутриполитической неустойчивости связаны не столько с региональными обстоятельствами, сколько с приближением выборов в бундестаг 2009 года и борьбой за главенство на федеральном уровне.

Фактор Меркель

Результаты голосования в Гессене нанесли серьезный удар по престижу партии, возглавляемой Меркель, а отчасти и ее личному рейтингу, поскольку она принимала участие в региональной избирательной кампании.

В Гессене кампания отличалась скандальным характером. Премьер-министр земельного правительства христианский демократ Роланд Кох сделал популистский упор на необходимости ужесточения наказаний для нарушающих закон подростков. Эта пропаганда сопровождалась едва прикрытым расистским подтекстом требований решительной высылки из страны молодых преступников «иностранного происхождения». А когда Кох не остановился перед призывами подвергать уголовному преследованию и правонарушителей, не достигших 14 лет, то это взбаламутило всю страну.

Бундесканцлерин оказалась в непростом положении. Возможно, она и сомневалась в линии Коха, но была вынуждена поддержать Коха: ведь он является ее заместителем в руководстве ХДС. Кроме того, Кох слывет фаворитом влиятельных правоконсервативных слоев партии.

К чести гессенских избирателей, они в большинстве своем отвергли радикальные установки Роланда Коха. Дальнейшая карьера этого динамичного деятеля, считавшегося одним из возможных политических конкурентов Меркель на посту лидера партии, повисла в воздухе. Но существеннее последствия гессенской неудачи для политики и пропаганды ХДС с прицелом на будущие федеральные выборы.

До сих пор было немало оснований предполагать, что результат 2009 года почти предопределен для консервативного лагеря «фактором Меркель». Причем даже не столько административным ресурсом главы федерального правительства, сколько высоким личным рейтингом бундесканцлерин. Оживление и рост экономики, серьезное сокращение массовой безработицы – эти успехи «большой коалиции» перепадают прежде всего «везучей» Ангеле Меркель, а заодно и ХДС. Плюс к этому имеют значение «дивиденды» внешнеполитического авторитета от ее председательства в ЕС и G8.

Однако серьезная потеря голосов сразу в двух землях показала, что «фактор Меркель» не панацея. В ХДС уже развертываются споры по поводу дальнейшей внутриполитической стратегии и тактики. Многие признают «конфронтационную линию» Коха неудачной, дистанцируются от нее. Более предпочтительным эти круги считают «деловой аргументированный стиль» нижнесаксонского премьера Кристиана Вульфа, который пусть с потерями, но сумел в союзе с либералами сохранить в земле лидерство ХДС. Вульф рекомендует федеральному руководству ХДС свой нижнесаксонский пример для избирательной кампании 2009 года.

С другой стороны, христианско-демократические деятели, наиболее близкие к среднему и особенно крупному предпринимательству, настаивают на более решительном размежевании с СДПГ, продолжении реформ, направленных преимущественно на облегчение конкурентных возможностей бизнеса. Неизбежные в условиях «большой коалиции» частичные уступки социал-демократическим партнерам (например, по вопросу о минимальной зарплате для почтовиков) они критически расценивают как «левый курс» Меркель. После январских выборов президент Союза германской индустрии Юрген Туман заявил: «Необходимо прекратить политические разговоры о социальной справедливости и перераспределении». Но это трудно, как и возвращение «большой коалиции» к относительно спокойной работе первых двух лет ее существования.

Фактор Ипсиланти

Лидер гессенских социал-демократов Андреа Ипсиланти, носящая столь звучную фамилию, еще недавно не числилась среди перспективных деятелей этого политического спектра. Она выходец из рабочей семьи. По образованию социолог. Член СДПГ с 1986 года. В 1999 году стала депутатом гессенского парламента, потом – председателем земельной организации своей партии, главой ее фракции в ландтаге. И 27 января Андреа Ипсиланти сумела предъявить почти сенсационный результат.

По голосам избирателей плюс для СДПГ в Гессене на 9%. Общий итог – 36,7% голосов и равное с ХДС число депутатов в ландтаге. Таков несомненный успех на гессенских выборах, имеющий значение для ситуации и шансов германской социал-демократии.

Как известно, вынужденное вхождение в 2005 году в «большую коалицию» с ХДС не менее осложнило ее положение, чем «социально несбалансированные» реформы экс-канцлера Герхарда Шрёдера. В последнее время рейтинг СДПГ колебался на уровне, близком к 30%. Надежды на выборы 2009 года становились все более призрачными. К тому же левее появился опасный конкурент в лице новой Левой партии, оказывающей влияние на значительную часть социал-демократического электората.

В этих условиях лидеру СДПГ Курту Беку не оставалось иного выхода, как усилить левую и социальную мотивацию политики, одобренной в конце минувшего года Гамбургским съездом партии. Итоги выборов в Гессене оказались первой успешной обкаткой нового курса. В Нижней Саксонии она не удалась. Но это тем более выделяет деятельность Андреа Ипсиланти. В соответствии с линией Бека она решительно сфокусировала избирательную кампанию на темах справедливости, толерантности, борьбы за минимальную зарплату, ограничение многомиллионных доходов боссов экономики. Результат налицо.

Фактор Лафонтена

Нравится это «народным партиям» или, что очевиднее, нет, но проект «Левая партия» стал фактом. Он объединил приверженцев теперь уже бывшей Партии демократического социализма (ПДС) на востоке страны и часть бывших социал-демократов, разочарованных курсом реформ Шрёдера, и других левых на западе. Авторами этой идеи были бывший председатель СДПГ Оскар Лафонтен и лидер ПДС Грегор Гизи. В итоге получилась «гремучая смесь» прежде всего для СДПГ, теряющей часть своего традиционного электората, но и достаточно опасная резкой социальной критикой для ХДС/ХСС.

Лидеры партий «большой коалиции» относятся к ЛП как к изгою. Ведомство по охране Конституции не прекращает слежку за этой партией и ее деятелями. После выборов 27 января председатель СДПГ Курт Бек отверг возможность взаимодействия с новыми левыми. По его словам, ЛП – популистская, ненадежная, только протестная.

Негативная позиция верхов СДПГ продиктована оглядкой на прошлое, когда произошел внезапный политический разрыв Лафонтена в 1999 году с канцлером Шрёдером и партией, которую он бросил, будучи ее лидером. Но некогда он был и премьер-министром Саара, и кандидатом СДПГ на пост канцлера, а в победе социал-демократов на выборах в бундестаг и создании красно-зеленой коалиции его заслуга как минимум на 50%.

Лафонтен сегодня вновь активен. Он сопредседатель Левой партии, глава ее фракции в бундестаге, единственная авторитетная фигура левых в «старой» части ФРГ. После победы в Гессене и Нижней Саксонии ЛП представлена уже в 9 из 16 региональных парламентов. В Берлине она участвует в правительстве, а ранее обрела опыт управления и в ряде других восточных земель.

Все это не может не сказываться на расстановке политических сил. В том числе для СДПГ теоретически открываются дополнительные варианты и возможности, поскольку ЛП готова сотрудничать с социал-демократами. Она может даже поддержать их правительство меньшинства, если они создадут его с зелеными в Гессене.

Как заявил обербургомистр, он же глава правительства Берлина Клаус Воверайт, выборы 27 января покончили с надеждой на то, что ЛП останется временным феноменом. А лидер молодых социалистов Франциска Дрозель призвала партийное руководство перейти к «деловому обращению» с Левой партией. Но раньше следующих выборов в бундестаг это едва ли произойдет. А дальше – покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
894
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2689
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1836
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1449

Другие новости