0
1426
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.01.2008 00:00:00

Ощущение неопределенности

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества. Полная версия статьи будет опубликована в журнале "Свободная мысль-ХХI".


2008 год принесет серьезные испытания для азиатской модели экономического роста.
Фото Reuters

Очередной экономический прогноз приходится делать в условиях, разительно отличающихся от существовавших всего лишь год назад, – в условиях неопределенности.

Наш умеренно оптимистический прогноз на 2007 год оправдался. Как мы и предполагали, повышение процентной ставки ЕЦБ и нарастание проблем в американской экономике позволили евро преодолеть барьер в 1,4 долл./евро, а фунту – в 2 долл./ф.ст. Темпы экономического роста в ЕС оказались выше, чем в США; стало ясно и то, что главная угроза для американской экономики – массовые долги. Были точно предсказаны уровни индексов Dow Jones (перед рождественскими праздниками в США он составил 13 550 пунктов при прогнозе 13 500–13 700) и РТС (он закрыл год со значением 2290 пунктов при прогнозе в 2300). Уровень цен на нефть оказался выше прогнозных 75–80 долл./барр., но среднегодовая цена точно вписалась в предсказанный ценовой диапазон.

Глобальные

макроэкономические

тенденции

В отличие от 2007-го на 2008 год сложно дать однозначный прогноз. Очевидно, что он станет годом замедления роста в развитых странах. В 2007 году темп прироста ВВП в ЕС остался на уровне 2006 года (2,8%), а в США – снизился с 3,2 до 2,2%. Перспективы выправления ситуации в Америке выглядят сомнительными – о том говорят и падение индекса промышленного производства ниже 50 пунктов, и скачок безработицы до 5%. На наш взгляд, в 2008 году прирост ВВП США не превысит 1%, а в ЕС этот показатель сократится с 2,8 до 2,3–2,4%. На экономике Китая и других быстрорастущих стран Азии это скажется позже – не ранее середины 2009 года. Сложившиеся тенденции на валютных рынках укрепятся: евро преодолеет рубеж в 1,6 долл./евро (хотя фунт несколько ослабнет из-за сходного характера проблем в Англии и США и не вернется к максимуму в 2,11 долл./ф.ст.). Укрепление юаня продолжится; к началу 2009 года за доллар будут давать меньше 7 юаней. Курс рубля к 2009 году составит 23,0–23,3 руб./долл.

Менее предсказуемо будут вести себя биржевые индексы. К концу 2007 года все основные фондовые рынки пришли радикально переоцененными. Даже относительно ровную динамику Dow Jones и Nasdaq (выросших в 2007 году на 4,7 и 8%) я бы счел не имеющей под собой оснований. В Европе рост почти отсутствовал (+0,3% по индексу FTSEurofirst 300). Особую тревогу вызывают перекупленные рынки развивающихся стран (в Китае индексы выросли на 182,3% в долларовом исчислении, в Бразилии – на 70,5%, Индии – на 66,6%, Малайзии – на 39,6%). Наступивший год может создать условия для сдутия этого спекулятивного пузыря. К концу 2008 года мы ожидали бы падения основных американских индексов на 10–15% (до 11 600–11 300 пунктов по индексу Dow Jones и 1300 – по S&P 500), а европейских – даже несколько больше, так как ЕЦБ вряд ли пойдет на резкое снижение ставок процента, которое продолжит ФРС.

На рынках энергоносителей серьезный повышательный тренд близок к исчерпанию, но этому препятствует привыкание мировой экономики к высоким ценам на нефть. Средней для 2008 года окажется цена нефти, близкая к уровню начала года. Цены на металлы, менявшиеся в 2007 году разнонаправленно с тенденцией к снижению (сводный индекс, рассчитываемый журналом Economist, снизился на 8,7%), также не претерпят серьезных изменений в 2008-м. Уверенный рост сохранится только в ценах на золото и платиноиды, которые считают защитой от падающего доллара. Золото преодолеет отметку в 1000 долл. за унцию, но рост цены более чем на 20% нынешних уровней маловероятен. Рост на аграрную продукцию продолжится. Сводный индекс цен, выросший в 2007 году на 37,2%, повторит подобную же динамику в 2008-м.

Доминирование азиатских экономик в 2008 году усилится. Китай вновь продемонстрирует темп прироста ВВП на уровне около 10%. Активный рост сохранится и в других странах региона – но в 2008-м это не спровоцирует такого ралли на фондовых рынках, как в прошлом году. В России и арабском мире экономический рост продолжится, хотя к этим странам Запад будет относиться как к рынку сбыта, а не конкурентам.

Основными факторами риска станут раскручивание инфляции и дефицит ликвидности. Продолжится снижение котировок акций компаний, действующих на финансовых рынках, в сфере сделок с недвижимостью, а также в розничной и оптовой торговле и в строительстве. Монетарным властям придется выбирать между ростом инфляции и запретительно высокими ставками, могущими спровоцировать падение темпов роста и скачок безработицы. Скорее всего в США выбор будет сделан в пользу инфляции, а в Европе – в пользу финансовой стабильности.

США: завершение

очередного цикла

Внимание экспертов сейчас приковано к США, чья экономика, избежавшая рецессии в 2000–2002 годах по причине снижения налогов и процентных ставок, вновь оказалась в зоне риска. С одной стороны, налоговые каникулы, инициированные в 2001 году Джорджем Бушем, заканчиваются в 2010 году; с другой – у ФРС уже нет тех возможностей стимулирования спроса, которые спасли экономику после краха high-tech и событий 9/11.

Главной проблемой для Америки остаются долги компаний и частных лиц. Кредиты корпораций и их необеспеченные бонды оцениваются в 18 трлн. долл. Сумма ипотечных ссуд и потребительских кредитов зашкаливает за 14,5 трлн., 8,4 трлн. долл. – долг федерального правительства и почти 4,5 трлн. долл. – местных властей. 2,5 трлн. долл. cоставляет дефицит средств в корпоративных пенсионных фондах. Общий объем горы долгов – не менее 50 трлн. долл., а размер уже обрушившейся ее вершины – всего 280 млрд. долл.

Сам по себе долг не страшен; с кредиторами можно рассчитываться активами (банки уже начинают продавать закладные на жилье, а зарубежные финансисты – покупать их подешевевшие акции). Процесс продолжится. Объем таких вынужденных привлечений средств американскими банками оценивается в 30 млрд. долл. и к концу 2008 года может вырасти в три раза. Как завершится эта реструктуризация – главный вопрос года.

Экономика США в 2008 году может оказаться в рецессии. Спад ограничит импорт, а снижение курса доллара поддержит экспортеров (кстати, в 2007 году впервые за семь лет снизился дефицит торгового баланса: по предварительным данным – до 700–705 млрд. долл., сократившись на 9% к 2006 году). Это вряд ли утешит тех, кто теряет работу и вынужден сокращать производство, но не надо тешить себя иллюзиями. Если в 2006 году прибыли корпораций выросли на 20,4%, то в 2007-м, чьи итоги еще не подведены, рост составит от 0,7% (Goldman Sachs) до 2,6% (Reuters Estimates). И хотя эксперты BusinessWeek утверждают, что в 2008 году корпоративные прибыли вырастут на 15–17%, мы сочли бы большим успехом их рост в 2008 году даже на 3–5%.

Наш прогноз темпов роста экономики США в 2008 году: ниже 1% с вероятностью рецессии в 70%. Безработица вырастет с 5% до 5,5–5,6%, а инфляция – с 3,5% до 3,8–4%. В течение года ФРС снизит процент с 4,25% до 3,0–3,25%; и в итоге реальная процентная ставка станет отрицательной, что облегчит давление на заемщиков.

Европа: позитивная

консолидация

В экономике ЕС, где сегодня преобладают позитивные тенденции, оптимистичный фон сохранится, хотя кризис на финансовом рынке внесет свои коррективы. По итогам 2008 года темп экономического роста в ЕС мы определили бы в 2,3–2,4%, а курс евро к доллару США – на уровне 1,60 долл. за евро при уравновешенном торговом балансе ЕС в целом и торговом профиците зоны обращения евро в размере 70–80 млрд. долл.

Основные преимущества Европы – это органический характер экономического роста и адаптированность ее потребителей к сверхвысоким ценам на энергоносители.

С одной стороны, низкие темпы роста экономики ЕС – результат отсутствия кредитной подпитки. Если в США ипотечные долги доходят до 90% суммарной стоимости жилой недвижимости, то в еврозоне они составляют около 18%. Масштабы потребительского кредитования почти в пять раз меньше американских. В отличие от фондовых индексов США, достигавших в 2007 году новых рекордов, европейские были более осторожны. Капитализация рынков еврозоны остается на уровне 65–75% ВВП против 165% в США – и спад на них будет нести меньше угроз реальной экономике.

С другой стороны, европейская экономика более устойчива к «энергетическому шоку», чем американская. Энергоемкость народного хозяйства стран еврозоны в 2,8 раза ниже, чем экономики США (и в 9,75 раза ниже российской). В 2007 году потребление всех видов энергии в Германии, Голландии, Бельгии, Финляндии и Швейцарии снизилось – при том что все эти страны продемонстрировали уверенный хозяйственный рост. Европа в отличие от США способна без особого напряжения выдержать рост нефтяных котировок до 140–145 долл./барр., чего в 2008 году наверняка не произойдет.

Финансовая политика монетарных властей ЕС будет ориентирована на борьбу с инфляцией, которая в IV квартале 2007 года выходила за пределы коридора ЕЦБ. На протяжении года в зоне евро предпримут не более одного снижения процентной ставки. Кризис на рынке недвижимости почти не отразится на реальном секторе экономики. В 2008 году Европа будет регионом, откуда остальному миру будет подано минимальное количество экономических сигналов – как позитивных, так и негативных.

Азия: время выбора

2008 год принесет серьезные испытания для азиатской модели экономического роста, до последнего времени злоупотреблявшей притоком инвестиций и ростом экспорта. В наступившем году в Азии следует иметь в виду два очага опасности: с одной стороны, это Китай с его крайне перегретым фондовым рынком, с другой – Япония с ее анемичным внутренним спросом и экономикой, балансирующей на грани рецессии.

Перегрев китайского фондового рынка выглядит сегодня особенно опасным. К концу 2007 года отношение цен акций к прибыли компаний (price-to-earnings ratio) достигло в Китае 68,5 (при том что в Германии оно составило 12,7, а в Великобритании – 12,2). Китайские банки оценены в среднем в шесть раз дороже суммарной стоимости их активов, тогда как в Европе справедливой сегодня считалась цена 1:1. Следует также иметь в виду, что в последние годы собственниками акций в КНР стали сотни тысяч мелких инвесторов, и первый же серьезный спад (вероятность которого уже во второй половине 2008 года мы бы оценили как заведомо превосходящую 50%) может вызвать панические продажи.

Сложная ситуация сложилась в Японии – второй по размеру экономике мира. Несмотря на масштабную чистку банковского сектора, массовое списание корпоративных долгов и вливание огромных государственных средств в экономику в 2000–2003 годов, подъем, начавшийся в 2004 году, оказался недолгим. С августа 2007 года статистика фиксирует нулевой рост ВВП при намечающейся дефляции и медленном увеличении безработицы. Фондовый индекс Nikkei 225 упал в прошлом году на 11%, а за первые две недели 2008-го – еще на 8%, составив всего треть своего рекордного значения, достигнутого в 1989 (!) году. Рецессия в Японии, вероятность которой составляет 50–60%, способна подорвать позиции азиатских компаний, ориентированных на японский рынок или участвующих в «производственных цепочках» японских фирм – а суммарный объем производимых ими товаров и услуг оценивается в 270–310 млрд. долл.

Все это заставляет думать, что азиатский полюс роста способен преподнести мировой экономике не меньше сюрпризов, чем США.

Россия: новый виток

стабильности

Россия вступила в 2008 год на оптимистической ноте. Прирост ВВП в 2007 году составил около 7,6%. Бюджетный профицит по итогам года может достичь 2,75% ВВП, Стабилизационный фонд вырос до 3,85 трлн. руб., а объем золотовалютных резервов ЦБ достиг 474 млрд. долл. Почти все прогнозные показатели были превышены, и единственным досадным «успехом» стал показатель инфляции, разогнавшейся до 12%.

Экономически Россия закрепила ориентацию на эксплуатацию природных богатств. Ее хозяйственная система – совершенно особое явление. Ее суть – в генерировании финансовых потоков в сырьевых отраслях и перенаправлении их в потребительский сектор, минуя машиностроение, производство технически сложных товаров и сельское хозяйство. В итоге восстановлены советские уровни добычи полезных ископаемых, а рост сосредоточился в сферах коммуникаций и связи (в 1999–2007 годах валовой продукт здесь вырос в 10 раз), финансовых услуг (рост в 6,7 раза), торговле (в 4,3) и строительстве (в 2,1 раза). Дела в аграрном секторе обстоят все хуже: с 2000 по 2006 год посевные площади сократились на 9,8%, а поголовье крупного рогатого скота – на 21,2%. Неспособность экономики насытить внутренний спрос разгоняет импорт. Если в 1994–1999 годах темп его прироста не превышал 4,2% ежегодно, то в 2000–2006 годах он достиг в среднем 19,3%, в 2006 году составил 31,8%, а за 11 месяцев 2007-го – 36,6%.

Этот тип развития радикально отличается от того, который выбрали прочие страны BRIC, искусственно объединенные с Россией в одну репрезентативную группу. Если в России темп прироста промышленного производства составил в 2007 году 4,8% при приросте ВВП в 7,6%, то в Индии соответствующие показатели отмечены на уровне 11,8 против 8,9%, в Бразилии – 10,3 против 5,7%, а в Китае – 17,3 против 11,4%. Россия не производит конкурентоспособных промышленных товаров и не экспортирует их. Такая экономика не очень стабильна – но, по счастью, в 2008 году в глобальном масштабе вряд ли случатся перемены, которые могли бы испытать ее на прочность.

Политически Россия утратила форму либеральной демократии и превратилась в общество, полностью контролируемое властью – причем властью, которая de facto не разделена на законодательную, исполнительную и судебную, но подчинена лично Путину, создавшему и закрепившему эту систему. В ближайшие годы политическая активность населения будет деградировать далее, а мощь бюрократии – укрепляться.

Построенная Путиным политическая система столь же неустойчива, как и экономическая, однако процесс ее дестабилизации даже при снижении нефтяных цен не будет быстрым и займет не один год; поэтому в 2008 году политические риски в России выглядят минимальными.

C учетом отмеченных обстоятельств прогноз на 2008 год для России выглядит умеренно оптимистическим. Темп прироста ВВП составит около 7%; при этом, как и в прошлом году, двигателями экономики выступят торговля, сфера услуг и строительный сектор. Продолжится рост денежных доходов населения, Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов ЦБ (которые, на наш взгляд, могут достичь 600 млрд. долл.). Рубль продолжит укрепляться, что создаст стимулы для более масштабного импорта. Положительное сальдо торгового баланса сократится с 50 до 30–35% суммарного объема экспорта. Инфляция повторит результаты 2007 года и составит от 11 до 13%.

На фондовом рынке стремление к росту вслед за другими развивающимися рынками будет наталкиваться на опасения по поводу переоцененности российских бумаг. Скорее всего эти тенденции в целом уравновесят друг друга; в итоге индекс РТС завершит 2008 год между его нынешними значениями и уровнем в 2500–2650 пунктов.

* * *

2008 год станет для глобальной экономики не судьбоносным, но нервным и неопределенным. Удастся ли ей перейти в 2009 году от временного замедления к возобновлению роста или же она скатится в полномасштабный кризис, в котором не оказывалась уже более четверти века, – это главная интрига года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости