Стычки между представителями правопорядка и митингующим по любому поводу населением в Киргизии не редкость.
Фото Reuters
Многочисленные пансионаты на Иссык-Куле, банки в Бишкеке, горнодобывающие и строительные компании, СМИ – все это конкретные примеры активной деятельности казахских бизнесменов в Киргизии. По данным Министерства экономического развития Киргизии, с каждым годом растут объемы прямых инвестиций. Если в 2005 году объем казахских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2007-м он вырос до 46,6%. За последний год резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую промышленность, а также в финансовую сферу. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.
Казахстан – наиболее быстроразвивающаяся страна из постсоветских республик, граничащих с Киргизией. Имея обширную территорию с выходом одновременно в Китай и Россию, он является транзитной страной для многих товаров. Наряду с Ираном и Туркменией Казахстан – крупнейший производитель углеводородов в регионе. Правда, на юге Казахстана ощущается недостаток электроэнергии, и Киргизия, обладающая ее излишками, экспортирует электроэнергию. Кроме того, Киргизия поставляет в Казахстан (главным образом в южную и центральную часть) сельскохозяйственные продукты, стройматериалы (цемент, шифер), китайскую продукцию. Часть киргизских трудовых мигрантов работает в Казахстане – в основном в сельском хозяйстве и торговле. Казахские инвесторы за 2007 год заняли первое место по объему инвестиций в киргизскую экономику. Казахские бизнесмены в последние годы активно скупают недвижимость и участки земли на побережье главного туристического объекта Киргизии – озера Иссык-Куль, а также в Бишкеке, вкладывают средства в строительство и перепродажу недвижимости. В Киргизии казахский капитал присутствует уже давно, причем в самых выгодных секторах местной экономики. Казахстан значительно превосходит Киргизию по уровню жизни и экономического развития. Похоже, этому способствовала политическая нестабильность в Киргизии. «На протяжении последних 15 лет Киргизия занималась политикой, а Казахстан пошел по пути развития экономики», – заметил как-то президент Киргизии Курманбек Бакиев.
Активность казахских бизнесменов на киргизском рынке эксперты объясняют несколькими причинами: казахский рынок освоен, свободных ниш практически не осталось, существующие предприятия уже выкуплены, рынок давно поделен. К тому же привлекательные предприятия много лет имеют «крышу», и довольно солидную. Между тем киргизский рынок освоен лишь частично, иностранным бизнесменам есть куда вкладывать средства. Дешевизна рабочей силы, а также оставшиеся в наследство от Советского Союза неплохой уровень образования и отсутствие языкового барьера также являются стимулирующими факторами для привлечения инвестиций.
К числу «плюсов» можно отнести и то, что торговля между Киргизией и Казахстаном осуществляется в режиме свободной торговли, без взимания импортных таможенных пошлин. Правда, периодически Казахстан вводит временные ограничения в торговле ГСМ и пшеницей.
Еще одним положительным моментом в деле привлечения инвестиций является проводимая Бишкеком политика. Власти, понимая, что малой стране с очень небольшим объемом внутреннего капитала требуются внешние потоки финансов и экономических ресурсов, всячески декларируют готовность принять инвестиции в самые разные отрасли промышленности. Так, в июле 2006 года, на встрече с деловыми кругами Казахстана президент Киргизии Курманбек Бакиев пригласил казахских бизнесменов поднимать экономику республики, отметив, что «экономическая и законодательная базы Киргизии дают очень хорошую основу для развития частного сектора. Сегодня бизнесмены Республики Казахстан, располагая большими финансовыми ресурсами, могут вкладывать более существенные инвестиции в экономику Киргизии. У нас громадные потенциальные возможности».
Впрочем, Бишкек регулярно подвергается критике со стороны партнеров. Так, заместитель представителя правительства Москвы в Киргизии Руслан Абдыгулов считает, что «отрасли, куда можно вложить деньги, в Киргизии есть, однако на сегодняшний день большинство бизнесменов делать это не спешат. Многие проекты находятся в стадии заморозки, поскольку инвесторов беспокоят политическая нестабильность в стране и необязательность руководства Киргизии. Как говорится, деньги любят тишину, а в Киргизии ее почему-то нет».
Среди негативных факторов, сдерживающих поступление инвестиций в республику, эксперты отмечают активность криминальных структур, высокий уровень коррупции, особенно в лицензирующих и таможенных структурах, судебной системе. По различным оценкам, «в тени» работает от 30 до 50% всей экономики страны.
Требует доработки и налоговое законодательство. По данным Всемирного банка, Киргизия занимает 152-е место в мире по привлекательности налогового режима. В этом же рейтинге у Казахстана 44-е место, а у Таджикистана и Узбекистана 155-е и 159-е места соответственно. Киргизия занимает 70-е место в мире по количеству времени, необходимого для выполнения административных требований по уплате налогов. А по числу различных налоговых платежей, которые компания должна осуществить в течение года, республика находится в числе десяти стран в самом конце мирового рейтинга. В Киргизии бизнес должен произвести 75 налоговых платежей в год, в то время как в Казахстане всего 9, в России – 22, в Китае – 35, а в Таджикистане – 54.
В целом эксперты, политологи и потенциальные бизнесмены оценивают рынок Киргизии как «привлекательный, перспективный, но нестабильный и ненадежный». Если властям страны удастся стабилизировать ситуацию и «укротить» коррупцию, а также ввести «единые правила игры» для всех инвесторов, объемы вложений в киргизскую экономику будут только увеличиваться. По словам одного из казахских инвесторов, «мы бы и больше вложили, если бы в Киргизии было спокойно... Помогать работать нам не надо – просто не мешайте».
Бишкек