0
1182
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.01.2008 00:00:00

Не допустить деградации «русского смысла»

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - научный сотрудник ИАЦ МГУ (Информационно-аналитического центра по изучению стран СНГ).


В наступившем году мы можем стать свидетелями развития новых способов проведения российской политики на постсоветском пространстве в том ее аспекте, который принято называть soft power. Во всяком случае первые механизмы реализации такой политики уже сформированы.

Речь идет о попытке формирования нового широкого социогуманитарного пространства, центрированного на Россию. «Нового» стоит поставить в кавычки, так как речь идет о той базе российских идей и русского языка, которая осталась в наследство от Российской империи и Советского Союза. Однако реалии таковы, что пространство «русского смысла» деградирует и сжимается под воздействием как глобальных процессов, так и в связи с собственным национальным строительством наших соседей. Поэтому спустя почти два десятилетия после распада советского государства стоит задача не просто сохранить российское гуманитарное пространство у соседей, но и вырастить новое поколение людей, ориентированных на российскую гуманитарную, политическую и шире – цивилизационную идентичность. Путь реализации такой политики уже обозначен: создание целого ряда общественных организаций сетевого типа под контролем и попечительством российских некоммерческих фондов – как частных, так и государственных. Такие структуры будут проводниками не только образовательных программ на основе русского языка, задачи ставятся в более широком контексте – создание гуманитарных центров, позволяющих познакомиться не только с культурой, но и с нынешней социально-политической конструкцией российского общества и российским взглядом на глобальный мир.

Первым большим проектом в этом плане стал фонд «Русский мир». Он призван стать консолидирующим центром и для новых, и для уже существующих российских общественных организаций, грантовые программы фонда будут поощрять новые инициативы и отсевать «мертвые» НПО с двумя-тремя участниками. Амбиции фонда – стать организацией гуманитарного влияния наподобие Британского совета или китайского Института Конфуция.

Правда, за время существования самого понятия «российская гуманитарная программа в СНГ и за его пределами» мало что, по сути, было сделано. Росзарубежцентр лишь поддерживал затухающий огонек диаспорных организаций, не всегда имея возможности предпринять что-либо новое. Российские образовательные и гуманитарные программы зачастую натыкаются на бюрократические препоны как в странах СНГ, так и в самой РФ. Известно, какие трудности возникают перед филиалами российских вузов и тех вузов, что используют российские программы, – от проблем с лицензиями до стоимости обучения, наличия учебных пособий, унификации дипломов и организации обмена кадрами на стажировках.

Более очевидны успехи в параллельной образованию сфере – культуры и современного поп-медиаразвлечения. С одной стороны, российские медиаресурсы, интернет-зона, шоу-бизнес привлекают граждан Содружества, и это неоспоримый факт. Причем российский сегмент глобального рынка медиаресурсов вполне конкурентен. Объясняется это просто: тот продукт, что и так свободно присутствует, у наших соседей довольно низкого уровня. Таков парадокс глобального рынка, на котором наибольший коммерческий успех имеет усредненный уровень того же российского поп-медийного пространства. У наших славянских соседей или в Казахстане, где политика властей не «душит» интерес к русскому, базовые условия гуманитарного продвижения лучше. В других странах, в основном Центральной Азии и Кавказа, российские государственные культурные программы присутствуют зачастую лишь в рамках мероприятий «Год России в стране СНГ». Редко где программа «Год России» искренне оценивалась как действительно серьезное культурное событие, если, конечно, не брать в расчет официальные отчеты организаторов из МИДа, Минкультуры и Федерального агентства по культуре и кинематографии. Данные мероприятия лишь камуфлировали отсутствие современной высокой российской культуры на рынке соседей. Коммерчески успешные проекты, в основном из мира шоу-бизнеса, сами пробьют себе дорогу. Но присутствие песен группы «Ленинград» на дискотеке в Таджикистане или гастроли поп-звезды в Азербайджане не могут утешать. Не надо строить иллюзий: присутствие действительно качественных продуктов современного искусства, театральных коллективов, классических музыкальных исполнителей, прокат нового российского кино – все это невозможно без помощи государства, целенаправленной политики в этой области.

Между тем «высокие» продукты способны оценить люди, владеющие языком их восприятия. Здесь мы снова возвращаемся к замыслу фондов, иных организаций, объединяющих в свою сеть множество локальных НКО. Смысл их работы видится в двух аспектах. Первый: работа на поддержание интереса к российской культуре (обучение языку, создание библиотек, продвижение грантовых стипендий для учащихся вузов и ученых) по всем направлениям – от гуманитарных до естественно-научных знаний. Второй: исключительно образовательные программы для молодежи. Одно из ключевых направлений деятельности – рекрутирование и отправка российских учителей в различные районы стран СНГ для обучения русскому языку. Финансировать подобные проекты готов тот же «Русский мир». Стоит заметить, что молодых британских и американских преподавателей можно встретить в самых отдаленных районах СНГ.

Поддержка интереса к высоким образцам российской культуры, создание хотя бы небольших, но устойчивых «российско-ориентированных» групп в среде нового поколения СНГ требует серьезного вложения средств. Общий бюджет нескольких российских фондов в 2008 году переваливает за 500 млн. долл. Это вполне конкурентная сумма с теми средствами, что выделяются в рамках американских и европейских программ развития в странах СНГ. Однако весь вопрос: как будут распоряжаться этими средствами? Кроме банального воровства не стоит забывать и о том, как будут синхронизированы усилия.

Есть инструменты для привлечения союзников по СНГ, понимающих ценность поддержания русской культуры в своих странах, в этом плане стоит ожидать повышения активности от Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ (МФГС был создан в 2006 году, возглавляет его председатель Совета по гуманитарному сотрудничеству государств СНГ Джахан Поллыева).

В то же время необходимо вести поиск новых точек гуманитарного соприкосновения. Если развитие русского языка и культуры, деятельность ученых коллективов по анализу общего советского наследия часто сталкиваются с политическими ограничениями, то, например, работа с военными захоронениями, их розыск и восстановление могут быть налажены на паритетных основах и наверняка не вызовут отторжения у трезвомыслящих политиков в СНГ.

Наконец, имеются общие смысловые контексты и институциональные основания для координации с ближайшими союзниками в СНГ общественно-политического пространства. Необходимо двигаться по пути создания «своих» НПО/НКО для независимой оценки состояния демократии, прав человека, оценки эффективности работы государственного аппарата, уровня коррупции, выработки собственных рейтингов. Такая идея уже начала осуществляться: в конце 2007 года зарегистрирован первый некоммерческий фонд, направленный на эти задачи, – «Институт демократии и сотрудничества». Открыты офисы в Париже и Нью-Йорке. По словам его директора адвоката Анатолия Кучерены, фонд намерен создать в иностранных государствах сеть институтов и неправительственных структур, «призванных содействовать укреплению свободы и развитию демократии, популяризировать честные выборы как основной инструмент свободного волеизъявления граждан».

В случае присоединения к этой инициативе партнеров по СНГ этот шаг можно расценивать как дальнейшее отстаивание принципов свободного развития наций в рамках демократического пути, но не в качестве оцениваемого игрока, а с позиции арбитра. Это будет логично вслед за обоснованной критикой ОБСЕ и справедливым желанием реформировать эту структуру в соответствии с новыми реалиями.

В итоге мы видим, как возникает совершенно новая ситуация. С одной стороны, Россия возвращается как культурный и цивилизационный фактор в широком понимании, не только ограничиваясь пространством СНГ. Второе: Россия из оцениваемого игрока, только вступившего на путь демократии и свободного развития, превращается в арбитра этих свобод. Устанавливает правила. Пытается добиться уважения на Западе и быть законодателем и ведущим лидером для соседей в Содружестве и на Востоке, если смотреть в аспекте деятельности такой организации, как ШОС.

Но, откровенно говоря, наши соседи поверят в «миссию» России, то есть в то, что она является интеллектуальным и инновационным лидером, только после того, как в это поверят в самой России, поверят как в осуществимую реальность, а не имитацию и сиюминутный политтехнологический проект.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1491
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3397
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2482
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1998

Другие новости