Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (справа) пообещал Владимиру Воронину, что мониторинг приднестровского участка молдавско-украинской границы продолжится.
Фото Reuters
Молдавия граничит с Румынией и Украиной. Молдавско-румынский участок границы раньше являлся частью западных рубежей СССР и потому всегда был укреплен, хорошо охраняем и проверяем. С востока уже независимая Молдавия выстроила погранполосу только в конце 90-х годов, окончательно договорившись с Украиной. До этого почти 10 лет Кишинев никак не мог поделить с Киевом километровый отрезок, примыкающий к Дунаю. Для Молдавии этот кусочек побережья значил много: взяв его под свою юрисдикцию, страна получала выход к Черному морю.
Чтобы сохранить за собой этот стратегически важный участок, молдавские власти начали строить на нем нефтяной терминал, деньги в который первоначально вложил Европейский банк. Кишинев рассчитывал, что участие в проекте такого влиятельного инвестора умерит территориальные аппетиты украинцев, которые не соглашались уступать ни пяди «родной» земли. Однако расчет не оправдался. Однажды весенним утром 1996 года строители терминала обнаружили неподалеку от стройплощадки пограничные вышки и украинских пограничников с собаками. Стройка была заморожена вплоть до 2005 года. Разгорелся международный скандал, инвесторы даже подали в Европейский арбитражный суд на молдавское правительство, которое обвинялось в том, что не сумело создать для реализации проекта нормальных условий. Решение суда обошлось молдавскому бюджету в круглую сумму. А Украина, из-за которой, собственно, и разгорелся сыр-бор, осталась, как говорится, при своих интересах. Более того, она даже упрочила свои позиции.
Дело в том, что строящийся молдавский нефтяной терминал, рядом с которым планировалось воздвигнуть порт, составлял конкуренцию украинскому порту Рени на Дунае. Раньше ренийские портовики обслуживали Молдавию, и терять клиента в лице целой страны означало для них банкротство. Так что горшки между Киевом и Кишиневом были биты не случайно. Но поскольку молдавские власти нашли хороших адвокатов в Европе, им удалось выторговать у Украины необходимый прибрежный километр. В обмен молдаване уступили украинцам стратегическую автомагистраль Одесса–Черновцы. Она пролегает по молдавской территории, и теперь молдавские крестьяне, дома которых расположены по одну сторону дороги, а поля – по другую, должны постоянно пересекать государственную границу вместе со своими овцами и коровами. Но неудобства молдавских фермеров не шли ни в какое сравнение с интересами государства, и крестьянам пришлось смириться с ситуацией.
Теперь вся линия границы между Украиной и Молдавией сторонами согласована и отражена в соответствующем договоре. Тем не менее проблемы остаются. Они связаны с Приднестровьем, на которое и приходится большая часть молдавско-украинской границы. Это 200 километров, которые Кишинев не контролирует, поскольку регион 18 лет де-факто живет независимо от Молдавии. В 2001 году, когда президентом Молдавии стал Владимир Воронин, молдавским пограничникам был отдан приказ войти на украинскую территорию и контролировать границу оттуда. Но украинские коллеги объяснили гостям, что такие походы предпринимаются только с разрешения руководства Украины. Молдавский передовой отряд вынужден был покинуть чужой берег Днестра. Мечта Воронина взять в кольцо мятежное Приднестровье сбылась, когда президентом Украины стал Виктор Ющенко. Он помог организовать на приднестровском участке украинско-молдавской границы европейский мониторинг, одновременно разрешив установить на украинской территории молдавские таможенные и пограничные посты. Однако они организованы только на главных трассах, а проселочные дороги по-прежнему не контролируются ни украинцами, ни молдаванами. Этим пользуется население приграничных сел, а также мелкие торговцы из Молдавии и Приднестровья.