Словения надеется на решение косовской проблемы за время своего председательства в Евросоюзе.
Фото Reuters
В интервью «НГ» Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Словения в РФ Андрей Бенедейчич рассказывает об особенностях председательской миссии своей страны в Европейском союзе, ее приоритетах, а также отношениях между Брюсселем и Москвой и проблеме Косово.
– Господин посол, Словения приступила к председательству в Евросоюзе с января 2008 года. В чем особенности этой миссии Любляны?
– Конечно, председательство в Евросоюзе представляет для Словении большой вызов и большую нагрузку. Но мы не в первый раз сталкиваемся с этим. В минувшие годы Словения побывала непостоянным членом СБ ООН, председательствовала в ОБСЕ, а в следующем году займет председательское кресло в Совете Европы. Так что у нас уже накоплен определенный опыт, и мы будем использовать его во время нынешнего председательства в ЕС.
В этой роли Словения является первым из недавно принятых в ЕС государств. Вместе с тем она подчеркивает, что является и первой славянской страной, которой выпало председательство в сообществе. В этой связи мы считаем, что можно уже говорить о славянском измерении Евросоюза, потому что уже пять его членов – Польша, Чехия, Словакия, Болгария и Словения – являются славянскими. Нам кажется, что славянский фактор может сыграть позитивную роль в продвижении отношений добрососедства на нашем континенте.
Что касается задач председательства, то мы исходим из полуторагодичной программы, которая была принята первым так называемым трио в составе Германии, Португалии и Словении еще до немецкого председательства. Это, скажем так, фундамент для нашей работы. При этом имеются в виду пять важнейших приоритетов.
Первый связан с процедурой ратификации подписанного в декабре минувшего года Лиссабонского договора о реформе Евросоюза. Мы будем ее всячески продвигать. Словения скорее всего еще в этом месяце ратифицирует договор в надежде, что остальные утвердят его до конца текущего года или в начале следующего, но до выборов 2009 года в Европарламент. Второй приоритет – это так называемый энергоклиматический пакет, а конкретнее – вопросы, требующие решений в области энергообеспечения и защиты климата. Далее следует Лиссабонская стратегия, связанная с проблемами экономического роста и рабочих мест. Четвертый приоритет – это Западные Балканы и Косово. А пятый – продвижение межкультурного диалога. Ведь нынешний год объявлен Годом межкультурного диалога ЕС.
В рамках этого диалога мы будем также продвигать работу Форума славянских культур. Это форум, который был учрежден в Любляне четыре года назад с целью способствования лучшему взаимопониманию славянских народов. Особенно имея в виду тот факт, что сейчас часть их находится в Евросоюзе, а другие – вне его, представляя собой большую часть так называемого нового соседства. В частности, хотели бы во время нашего председательства переместить из Петербурга в Брюссель уникальную выставку «Славяне Европы», подготовленную специалистами Российского этнографического музея. Это выставка народных костюмов славянских народов.
– Вы перечислили пять приоритетов. России там нет. Может, это потому, что Словения председательствует не в лучшее время отношений РФ–ЕС?
– Я считаю эти отношения хорошими. Конечно, есть некоторые спорные вопросы. Но наш диалог настолько продвинулся, что позволяет их открытое обсуждение. Что касается России как приоритета, то эта ее роль понятна, например в энергетическом измерении. Кроме того, Россия – одна из стран, с которой мы вместе будем готовить новый саммит. Так что Россия никоим образом не забыта.
По нашей информации, сейчас складывается позитивная атмосфера для начала переговоров о новом рамочном договоре ЕС–РФ. Надеемся, что это удастся еще во время нашего председательства. Тогда на следующем саммите Россия–Евросоюз в июне в Ханты-Мансийске можно было бы начать новую страницу в наших отношениях. Конечно, если к тому времени вопрос переговоров решится. Если нет, то будем рассчитывать, что с этим вызовом справится следующее французское председательство. Но мне кажется, что некоторые открытые вопросы между ЕС и Россией – это вопросы недопонимания между славянскими государствами. Повторяю: мы надеемся, что эти переговоры начнутся, но точную дату не вычисляем.
– Как вы полагаете, проблема польского мяса, заблокировавшая переговоры о базовом договоре, уже снята?
– Очень многое зависит от февральской встречи в Москве нового премьер-министра Польши с российским руководством. Сигналы, которые мы получили, весьма позитивные. Так что будем надеяться, что две страны найдут общий язык и помогут всем нам двигаться дальше по дороге укрепления сотрудничества между Брюсселем и Москвой.
– Не ожидаете ли вы каких-либо новых трудностей для евророссийских взаимоотношений от напряженности между Лондоном и Москвой? Ведь глава Форин офиса Дэвид Милибенд поднимал вопрос о Британском совете на декабрьском саммите ЕС в Лиссабоне.
– Конечно, каждое председательство может сталкиваться с неожиданными ситуациями. Очень жаль, что мы сталкиваемся с этой обстановкой в Год межкультурного диалога. Ситуация немножко напоминает известную «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса, которая начинается словами: «Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время». Так можно охарактеризовать отношения между Лондоном и Москвой. С одной стороны, это вопрос, например, о Британском совете, на который, кстати, откликнулось недавнее португальское председательство ЕС, подчеркнув важность культурного сотрудничества для партнерства между Россией и Евросоюзом. С другой стороны, у России и Великобритании продолжается великолепное сотрудничество в экономической сфере, которому большинство остальных послов здесь, в Москве, просто завидуют. Нам бы очень хотелось, чтобы по линии культурных связей на двустороннем российско-британском уровне была проявлена такая же заинтересованность, что и по линии экономики.
– Господин посол, вам, очевидно, знакомы российские предупреждения о том, что признание независимости Косово противоречило бы резолюции 1244 СБ ООН и положениям Заключительного Хельсинкского акта. Какова ваша точка зрения на это?
– Что касается Хельсинки, то там также записано право народов на самоопределение. С точки зрения Любляны, из-за политики Белграда в отношении Косово уже развалилось одно государство. Оно называлось Социалистическая Федеративная Республика Югославия. И этот процесс все еще продолжается. Нам кажется, что настала пора решить этот вопрос. Мы полагаем, что будущее Сербии, как и будущее Косово, связано с Евросоюзом. Об этом говорят в Москве и российские представители. Так что Косово – это прежде всего европейская проблема и европейский вопрос. Я надеюсь, что мы все-таки успеем найти решение и что сербское руководство проявит мудрость и сделает все для того, чтобы вопрос о Косово больше не угнетал сербов и не омрачал их будущее. Чтобы Сербия наконец пошла туда, куда она должна идти, – в сообщество народов Евросоюза, и начала играть конструктивную роль в регионе, для которой у нее есть огромные ресурсы.
– А как вы относитесь к опасениям, что косовский прецедент может подкрепить аналогичные устремления в других регионах Европы?
– В 90-х годах мы наслушались со всех сторон заявлений о том, что Балканы – это нечто уникальное, там живут никому не понятные люди. Поэтому нас удивляет, что сейчас находится много людей, которые утверждают, что можно проводить параллели между Балканами и другими частями мира. Но если Балканы есть Балканы, то нельзя связывать решение уникального балканского вопроса с другими. Абхазия, например, не Косово. Я был в Абхазии. История Южного Кавказа – это другая история. И Приднестровье не Косово. Я не вижу никаких параллелей. Говорить о них несерьезно. Мы достаточно глубоко изучили эти проблемы во время председательства в ОБСЕ.
– В свое время Словения стала местом личного знакомства российского и американского президентов Путина и Буша, которые впервые встретились в Любляне. Очевидно, что июньский саммит РФ–ЕС в Ханты-Мансийске станет для лидеров ЕС первым контактом с новым главой российского государства.
– Несомненно, что для нас самым главным в Ханты-Мансийске будет встреча с новым президентом России. Премьер-министр Словении Янез Янша станет первым высоким представителем Евросоюза, который встретится с новым главой российского государства. Это будет хороший повод для обсуждения отношений между Россией и Евросоюзом и нашего с вами будущего.
Конечно, как обычно, на саммите будет проанализирован ход выполнения дорожных карт по созданию общих пространств. Но у нас есть понимание, что российская сторона стремится на таких саммитах к обсуждению не технических вопросов партнерства, а проблем более глобального характера. На этот счет у сторон есть о чем поговорить. Кроме того, очень важно поддерживать личные контакты и диалог на высшем уровне.
Вы вспомнили о саммите, на котором состоялось знакомство Путина и Буша. Мы очень признательны российской стороне, которая вышла с предложением о проведении этой встречи в Словении. Это произошло 16 июня 2001 года в замке Брдо недалеко от Любляны, и мы будем теперь использовать этот замок и построенный рядом с ним конференц-центр, проводить там большинство встреч во время председательства Словении в ЕС. И надеемся, что дух замка Брдо, который позволил президенту Бушу заглянуть в глаза президенту Путина, благотворно повлияет как на диалог внутри Евросоюза, так и на контакты с его партнерами.