– Господин Франко, в России скоро пройдут президентские выборы. После них российскую сторону на саммитах с ЕС будет представлять уже новый глава государства. Как вы считаете, не отразится ли это на отношениях РФ–ЕС?
– Сейчас невозможно все предугадать в деталях. Хотя потенциальный преемник известен, выборы еще не состоялись. Что касается влияния выборов на развитие отношений между ЕС и Россией, то эти отношения сейчас, к счастью, таковы, что в очень большой мере не зависят от смены персоналий – пусть и на высших постах. Это отношения между институтами. У нас есть разработанный на долгий срок календарь встреч и мероприятий, и мы будем жить по этому плану.
Кстати, участие президента Путина в контактах Россия–ЕС не ограничивается саммитами. Иногда мы видимся с ним, когда он принимает высокопоставленных представителей ЕС, посещающих Москву с официальным визитом. Так что не исключаю, что до того момента, когда состоятся выборы и новый президент вступит в должность, мы еще будем иметь возможность встречаться с господином Путиным.
– Складывается впечатление, что в уходящем году в отношениях РФ–ЕС было больше споров, чем согласия. Переговоры о партнерском договоре взамен СПС так и не начались. По Косово позиции разошлись. Выборы в Госдуму оценены ЕС критически. Как вы, господин посол, смотрите на эти разногласия?
– Как и любые отношения, отношения между ЕС и Россией функционируют, развиваются, но что-то в этом процессе находишь, что-то теряешь. Одни возможности возникают, другие утрачиваются. Тем не менее я не думаю, что если подводить итоги года, то негативное перевесит позитивное. В крайнем случае баланс будет не хуже, чем годом ранее. Есть, несомненно, положительное достижение года – соглашение об упрощении выдачи виз, которое вступило в силу. Заключены также соглашение по торговле изделиями из стали, соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с наркотиками и т.д.
Да, Европейский союз выразил свою обеспокоенность сообщениями о некоторых обстоятельствах, сопровождавших выборы в российскую Госдуму. Но одновременно он выразил уверенность, что российские власти прояснят поступившую в ЕС информацию о ситуации накануне и в самом процессе выборов, чтобы развеять эти обеспокоенности.
– В заявлении ЕС по итогам выборов в Госдуму выражено сожаление по поводу отсутствия наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Объяснения Москвы, что виновата в этом не она, а само БДИПЧ, о которых вы, вероятно, сообщали в Брюссель, обойдены молчанием. Почему?
– Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ действительно само приняло решение не посылать свою миссию в Россию, считая, что отсутствовали условия для наблюдения за выборами и их оценки по его стандартам. Это профессиональные наблюдатели, благодаря работе которых у нас была бы более полная база для оценки выборов.
Конечно, на выборах присутствовали международные наблюдатели. В частности, от Парламентской ассамблеи Совета Европы и других организаций. Но, на наш взгляд, деятельность этих наблюдателей была достаточно сильно ограничена отсутствием координационного элемента, который обычно представляют наблюдатели от БДИПЧ.
Вообще замечу, что негативные вопросы по большей части достались нам от предыдущего года. Например, проблема Косово. Европейский Совет пришел к соглашению с генеральным секретарем ООН, что существующая ситуация в Косово неустойчива, и подчеркнул необходимость двигаться в направлении ее урегулирования. Европейский Совет также подчеркнул, что ситуация с Косово не создает прецедента и что ЕС готов играть ведущую роль в укреплении стабильности в регионе и в разрешении вопроса о статусе края. Еще одна проблема – это висевший весь год и только на днях, в декабре, решенный наконец вопрос о снятии российского эмбарго на импорт польского мяса. Нам не удалось решить и все вопросы, относящиеся к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), хотя мы и полагаем, что оно все же состоится в не столь далеком будущем.
– Прямо бесконечная проблема. О каких еще трудностях идет речь?
– Прежде всего подчеркну, что в связи с проблематикой ВТО в течение этого года достигнут большой прогресс в сокращении числа спорных тем. Сейчас на двустороннем уровне между Россией и ЕС осталось всего несколько таких вопросов. Наиболее важный из них касается экспортных пошлин на древесину. В двустороннем договоре о присоединении России к ВТО, который был заключен между ЕС и РФ в апреле 2004 года, говорилось, что Россия обязуется постепенно упразднить все экспортные пошлины и не вводить новые до момента своего вступления в ВТО. Но, как известно, в июле этого года Россия ввела экспортные пошлины на древесину, а также объявила о своем намерении повышать эти пошлины.
Пока не решены двусторонние вопросы, говорить о присоединении России к ВТО рано. Кроме того, продолжаются многосторонние переговоры, в которых наряду с ЕС участвуют и другие страны – члены ВТО. Там тоже существуют нерешенные вопросы. Они не бог весть какие сложные, в основном технического характера. Например, касаются некоторых санитарных и фитосанитарных норм, технических стандартов. Но все равно и эти вопросы нужно решать.
– Господин посол, вы упоминали соглашение о визах. Но сейчас, после вхождения Польши и Литвы в Шенгенскую зону, опять возникает визовая проблема для калининградцев. Что предлагает ЕС?
– Мы в курсе, такая проблема есть. Недавно член Комиссии ЕС Бенита Ферреро-Вальднер, курирующая внешние связи, обсуждала ее с помощником президента РФ Сергеем Ястржембским в Калининграде. Она обрисовала несколько возможных путей решения этой проблемы. Один из них – заключение двусторонних соглашений между Россией и Литвой, Россией и Польшей о так называемом местном передвижении на приграничных территориях. Кроме того, Литва и Польша могут в некоторых обстоятельствах просто отменить визовый сбор или уменьшить его. Кстати, по соглашению об упрощении визового режима между ЕС и РФ для достаточно многих людей, в том числе жителей Калининградской области (например, для школьников, студентов, членов семей, по поездкам по гуманитарным причинам и т.д.), получение визы бесплатно. Мы надеемся, что двусторонние переговоры между Россией и ее соседями по передвижению жителей приграничных территорий начнутся в скором времени.
– ЕС будет причастен к этому?
– Это все должно решаться Россией на двусторонней основе с Литвой и Польшей. Роль Брюсселя заключается в том, что он определил рамки, в которых может быть заключено такое соглашение.
– В июльском интервью «НГ» вы оптимистически отметили вероятность того, что переговоры о новом договоре между РФ и ЕС начнутся еще до завершения председательства Португалии, то есть до конца нынешнего года.
– Я не верю, что это моя точная цитата, но готов вернуться к теме. Только буду поаккуратнее, чтобы вы меня через полгода опять не поймали на чем-нибудь. На мой взгляд, в последнее время атмосфера стала немного проясняться, тучи рассеиваются. На днях российским и польским министрами сельского хозяйства была достигнута договоренность о снятии запрета на польское мясо. Новый польский премьер-министр Туск сказал, что будет проводить курс на позитивные отношения с Россией. И со стороны российского правительства были сделаны очень позитивные заявления о необходимости нормализации отношений с Польшей. Так что все указывает на имеющуюся вероятность скорого решения вопроса о начале переговоров о новом базовом договоре между ЕС и Россией.
– Через неделю председательство в ЕС перейдет к Словении, а с июля 2008 года – к Франции. Так каков ваш прогноз?
– Я не игрок и не привык делать неизвестные ставки. Но раз вы на меня так наседаете, то скажу: при словенском председательстве.
– На днях в Лиссабоне государства ЕС подписали договор о реформе институтов сообщества. Теперь наступит этап его ратификации. Не приведет ли это к тому, что в следующем году страны ЕС с головой уйдут в этот процесс, а отношения с Россией отойдут на второй план? Что Лиссабонский договор даст отношениям России и ЕС?
– Первое. Процесс ратификации действительно очень важен. Лидерам и правительствам стран Евросоюза, несомненно, придется направить большую часть политической энергии на то, чтобы добиться ратификации договора в своих национальных парламентах. Но жизнь обычно заставляет политиков заниматься несколькими делами одновременно. Поэтому, учитывая ту стратегическую важность, которую Евросоюз придает отношениям с Россией, я уверен, что они никак не будут забыты и ими не станут пренебрегать.
Что касается заложенных в Лиссабонском договоре возможностей, то упомяну одно существенное нововведение: в Брюсселе появится пост верховного представителя по вопросам внешней политики и безопасности, статус которого будет подчеркнут тем, что он одновременно станет заместителем председателя Еврокомиссии. Концентрация всех внешнеполитических функций ЕС в одном месте и одних руках, на мой взгляд, намного упростит и сделает более эффективным решение многих вопросов. В переходный период до планируемого вступления в силу договора в 2009 году этот пост вероятно, займет Хавьер Солана.
– По Лиссабонскому договору у ЕС появится пост президента. Он будет вести переговоры?
– Во время саммитов Евросоюз будет представлен президентом Европейского союза, председателем Европейской комиссии и верховным представителем по внешней политике и безопасности.
– Господин Франко, четкое представление о том, как вы будете встречать Рождество и Новый год, наверное, есть?
– Разумеется. Рождество – с семьей в Бельгии, а Новый год – на Красной площади в Москве. Слушать музыку и новогоднее поздравление президента Путина.