0
1395
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.12.2007 00:00:00

У Абхазии больше прав на независимость, чем у Косово

Тэги: косово, абхазия, россия, шамба


косово, абхазия, россия, шамба Абхазы никогда не откажутся от идеи создать самостоятельное государство.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

– Тбилиси в последнее время утверждает, что абхазские власти получили гарантии со стороны России в плане признания независимости республики. На чем основано такое мнение: на известном заявлении Бориса Грызлова или есть еще что-то?

– Никаких гарантий мы не получали. Но есть хорошо известная позиция российского руководства, которая была озвучена еще до Бориса Грызлова президентом России Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Она заключается в том, что признание суверенитета Косово станет прецедентом и повлечет за собой признание других непризнанных государств. Мы ожидаем, что российское руководство будет последовательно в своих действиях.

– Запад категорически против того, чтобы Россия и непризнанные республики на территории бывшего СССР рассматривали Косово как прецедент.

– То, что происходит в международной политике, не может не быть прецедентом. Другое дело – использовать его или в дальнейшем игнорировать. Дело в том, что и Абхазия, и Косово были автономными частями союзных республик, ставших независимыми государствами. Если после распада СССР и бывшей Югославии возникли десятки независимых государств – бывших республик, то сейчас с признанием Косово наступает новый этап, когда независимость получает бывшая автономия. В этом смысле это прецедент. Заявлять свои права на независимость у Абхазии гораздо больше оснований, потому что она, в отличие от Косово, сама освободила свою территорию от агрессии. Абхазия сама строит все государственные институты, которые эффективно развиваются. Абхазия строит демократическое государство. У абхазов нет второй родины, как у албанцев или у других народов. Мы, по закону СССР, имели право на выход из союзной республики в случае ее выхода из СССР. Между тем Косово такого права, по югославской Конституции, не имело. Если говорить об исторических аспектах, то подчеркну, что абхазы живут на своей исконной территории, где в течение сотен лет у них была своя государственность.

– Чем обусловлен подобный подход Запада?

– Собственными интересами. Косово ориентировано на США, и Штаты их поддерживают. Америка, которая заявила, что признает Косово, никогда не отступит от своих слов и будет последовательно реализовывать свои заявления. Что касается России, если она нарушит свои обещания признать наш суверенитет, то, конечно, ее авторитет будет падать и на Северном Кавказе, и на юге России, и среди тех народов, которые сейчас внимательно наблюдают за процессами и за тем, чья линия окажется более последовательной.

– Ваши основные надежды связаны с Россией. Но, помнится, когда на президентских выборах в Абхазии победил Сергей Багапш, Москва отстаивала свою креатуру – Рауля Хаджимбу... Не могут ли ваши ожидания оказаться завышенными?

– Тогда выборы продемонстрировали, как самым демократическим образом власть перешла к оппозиции. То, что наше общество разделилось, говорит о том, в какой острой борьбе это происходило. Политики нашли выход из неординарной ситуации, и это тоже говорит о зрелости наших политических институтов. Конечно, тогда интересы нашего общества и российского руководства не совпали. Но когда речь идет о признании Абхазии, мы исходим из того, что наши интересы и интересы России совпадают. Если Россия хочет укреплять свое влияние в этом регионе – на Южном и Северном Кавказе, на юге РФ, вообще в мире, она должна действовать таким образом, как заявляет. Мы далеки от наивных надежд, что Россия будет действовать вопреки своим интересам, только ради любви к Абхазии. Мы понимаем, что реальная политика так не создается.

– Поддержав независимость Абхазии, Россия может получить проблемы в собственных регионах, где есть сепаратистские настроения...

– Об этом часто говорят и на этом часто спекулируют. Сейчас таких настроений в российских регионах нет. Мы говорим о сегодняшней ситуации. Если будет упущен вопрос признания Абхазии, актуальность этой темы пропадет. А если признание произойдет сейчас, то никто мировой порядок и международное право в XXI веке менять не будет, если вдруг в каких-то регионах России возникнет проблема отделения. Как не вспоминают сегодня отделившиеся Эритрею, Восточный Тимор и т.д.

– Какими вы видите отношения с Грузией?

– Грузинское руководство и грузинское общество должны определиться: они хотят вернуть доверие абхазского народа или абхазские территории? Пока они придерживаются принципа возвращения территорий, между нами не может возникнуть взаимопонимания. Когда они поймут, что нужно строить взаимоотношения между нашими обществами, тогда у нас наладится конструктивный диалог. Мы за это, потому что мы прекрасно понимаем, что нам здесь жить. Надо выстраивать добрососедские отношения. У нас нет претензий на грузинские территории. С нашей стороны никаких проблем не возникает, и угрозы от нас не исходят.

– Как вы охарактеризуете положение в Гальском районе и Верхнем Кодори?

– Мы не можем смириться с тем, что, введя в Кодорское ущелье войска, грузинское руководство разрушило переговорный процесс, и практически никакого диалога в настоящее время нет. Мы не ввязались в эту авантюру, хотя всегда в аналогичных случаях давали адекватный отпор, потому что ждем решения по Косово.

– В Грузии в начале января пройдут президентские выборы. Как они могут отразиться на процессе урегулирования?

– Никакие выборы в Грузии на наши взаимоотношения не влияли положительно. В Грузии за последние 100 лет поменялось несколько режимов, но в отношении к Абхазии это всегда была политика, основанная на давлении и силовом решении, которая исходит из того, что нужно иметь контроль над территорией, а не строить взаимоотношения между народами. В этом смысле мы ничего нового не ждем и от этих выборов.

– Будут ли жители Гальского района – преимущественно грузины – участвовать в этих выборах?

– Мы закрываем глаза на то, что у многих из них грузинские паспорта. Вернувшиеся люди должны адаптироваться и спокойно жить, поэтому мы никого не заставляем получать абхазское гражданство или абхазские паспорта. Но если кто-то хочет активно заниматься внутригрузинскими вопросами и участвовать во внутриполитической жизни Грузии, то ему, наверное, лучше жить в Грузии. Мы не можем в этом случае быть лояльными. Ситуация еще не настолько стабилизировалась, чтобы позволить кому-то заниматься опасными политическими играми.

– Есть ли противоречия по вопросу суверенитета Абхазии внутри абхазского общества?

– У нас мультинациональное общество. Никаких трений по этническому или конфессиональному принципу вообще никогда не было после грузино-абхазской войны.

– В СМИ появились сообщения, что в Абхазию переброшены силы чеченского спецназа. Так ли это на самом деле?

– Сейчас происходит ротация миротворческих сил. В их составе были граждане России – чеченцы. Возможно, и в новом составе будут чеченцы или, скажем, татары... Мы по национальному признаку к этому вопросу не подходим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
967
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
690
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
953

Другие новости