Как заявил на прошлой неделе представитель генштаба Турции, армейские подразделения, дислоцированные на границе с Ираком, приведены в состояние повышенной боевой готовности. Это связано с активизацией действующих в регионе вооруженных курдских группировок. Напряженной остается обстановка и в населенных курдами районах Турции. Накануне в провинции Хаккяри тысячи людей вышли на улицы, протестуя против военной операции, проведенной спецназом в Иракском Курдистане. 1 декабря подразделение турецкой армии атаковало вооруженный отряд Курдской рабочей партии (КРП) на севере Ирака, уничтожив его часть. Некоторые наблюдатели заговорили о возможности начала крупномасштабной операции уже в ближайшие дни.
Однако есть серьезные причины сомневаться в том, что Анкара решится на крайние меры. На пути принятия решения об интервенции существует ряд препятствий как внутри-, так и внешнеполитического характера. Во-первых, этнические курды составляют примерно 20% от общего населения Турции, их численность в стране превышает 15 млн. Недавние события, последовавшие за обстрелом группировки КРП в Ираке, продемонстрировали, что настроены они решительно. В случае войны турецкие курды начнут оказывать всю возможную помощь соплеменникам по другую сторону границы и смогут серьезно дестабилизировать ситуацию в Турции.
Сегодня КРП нельзя считать безусловным политическим лидером в Северном Ираке, более того, многие курдские политики стремятся всемерно дистанцироваться от этого движения. Однако в случае перехода турецкой армией границы с Ираком консолидация курдов вокруг радикально настроенных национальных лидеров станет более чем вероятной и Анкара рискует быть втянутой в затяжной и кровопролитный конфликт с неясными перспективами. Не исключено, что помимо курдов сопротивление турецким вооруженным силам окажет и центральная иракская власть, ведь Багдад рассматривает курдские территории как неотъемлемую часть государства.
Весьма болезненной для Анкары в случае начала крупномасштабной трансграничной операции обещает стать реакция Вашингтона. Силы коалиции не могут справиться с разгулом террора в центральных и южных регионах Ирака, и Курдистан остается фактически единственной частью страны, где американцы чувствуют себя в относительной безопасности. Белый дом оказался перед непростым выбором: и турки, и курды рассматриваются Вашингтоном как союзники. В силу этого США, с одной стороны, называют КРП террористической организацией и, по всей видимости, снабжают турецкий генштаб разведданными, касающимися курдских боевых группировок. Но, с другой стороны, выступают категорически против войны, так как тогда надежд на преодоление возникшего хаоса практически не останется.
Не так давно курдский вопрос был предметом политического торга между США и Турцией. В октябре комитет по иностранным делам Конгресса США высказался за вынесение на голосование в нижней палате парламента резолюции, признающей геноцид армян в Османской Турции. Большинство конгрессменов заявили о своей поддержке документа. Анкара приложила максимальные усилия для того, чтобы не допустить голосования, и пригрозила в случае прохождения резолюции начать военные действия в Иракском Курдистане.
Перспектива такого развития событий побудила президента Буша и его администрацию искать все возможные способы убедить парламентариев воздержаться от поддержки документа. Голосование по этому вопросу отложено, но по закону Конгресс может вернуться к нему в течение года со дня утверждения резолюции в комитете. Таким образом, угрожая вторжением в Ирак, Анкара получает возможность оттягивать обсуждение американскими парламентариями очень болезненной для нее темы. Вероятно, в таких условиях турецкое руководство не будет спешить с началом крупномасштабных военных действий.