Заканчивающийся год прошел для Армении под знаком стабильности. Страна спокойно провела парламентские выборы, которые плавно перешли в подготовку к президентским выборам, назначенным на 19 февраля 2008 года.
В результате парламентских выборов Республиканская партия – партия власти – укрепила свои позиции, и казалось, что она без проблем завершит в свою пользу президентскую кампанию. Однако о президентских амбициях объявил Левон Тер-Петросян. Экс-президент Армении повел кампанию агрессивно, обрушив шквал критики на нынешние власти. Те в долгу не остались. Судя по всему, предвыборная кампания по мере приближения дня голосования приобретет острый характер.
Еревану удалось сохранить положение дел в карабахском направлении. Переговоры по разрешению конфликта проходят в вялотекущем режиме. Стагнацию отмечают практически все, кроме членов Минской группы ОБСЕ, под эгидой которой и ведутся сами переговоры.
Та же стабильность сохранилась с положением Армении в регионе. Она по-прежнему в стороне от крупных энергетических и транспортно-коммуникационных проектов на Южном Кавказе. Изоляцию Ереван небезуспешно пытается преодолеть союзом с Тегераном. В минувшем году помимо интенсификации сотрудничества в энергетике Армения и Иран заключили уникальный для армянской стороны договор в транспортной сфере.
Тегеран и Ереван подписали меморандум о грузоперевозках, благодаря которому армянские дальнобойщики получили возможность не просто въезжать в Иран, но еще и в упрощенном режиме оформлять грузы, которые отныне смогут доставлять до иранских портов Энзели – на Каспии, Бендер-Аббас – на берегу Персидского залива и других приграничных пропускных пунктов. Для Армении это соглашение очень важно. Мало того что она получает кратчайшие в нынешних условиях выходы в Россию и Центральную Азию через Каспийское море (о стратегическом Персидском заливе говорить излишне), так транзит грузов через Иран еще и снижает тариф грузоперевозок почти на 60% в сравнении с транспортировкой через грузинские порты Батуми и Поти. Кроме того, Иран и Армения ведут переговоры о прямом железнодорожном сообщении.
Этот договор выгоден не только чисто экономически для Еревана, да и для Тегерана, способного за счет армянских грузов увеличить грузообороты своих портов, но и может внести определенные коррективы в «транспортную политику» всего региона. При этом главным стратегическим союзником Армении остается Россия.