В этом году исполнилось 10 лет широкомасштабному договору о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией. Дата отмечалась скромно, ибо Москве и Киеву нечем хвалиться в развитии межгосударственных отношений: их то и дело омрачают энергетические, торговые, пограничные конфликты, а также политические споры относительно вступления Украины в НАТО и условий базирования Черноморского флота РФ в Крыму.
Ожидалось, что ответы на все эти вопросы даст новый документ, который украинские политики называют «дорожной картой» по разрешению межгосударственных проблем. Его подписание анонсировалось с момента прихода к власти Виктора Ющенко. Поэтому одним из главных итогов 2007 года для Украины можно считать тот факт, что несколько раз откладывавшаяся встреча президентов Путина и Ющенко до января, похоже, не состоится. Значит, старые межгосударственные проблемы, как и раньше, будут порождать сложности не только в диалоге Киева и Москвы, но и во внутренней украинской политике.
И.о. министра экономики Украины Анатолий Кинах гордится тем, что правительство Виктора Януковича за последний год «возобновило системные контакты (с Россией. – «НГ»), которые были утеряны после президентских выборов». По словам Кинаха, «в июне премьер-министры Украины и России утвердили среднесрочную программу экономического сотрудничества на три года. Рост товарооборота между нашими странами в этом году вырос более чем на 30%. Мы прогнозируем, что по результатам текущего года общий товарооборот достигнет 30 миллиардов долларов. Это очень серьезный результат». С другой стороны, правительству так и не удалось снять режим торговых войн. Несмотря на громкие обещания чиновников, украинские производители по-прежнему окольными путями пробиваются на российский рынок мясной и молочной продукции.
Вторым заметным провалом украинской политики стало завершение переговоров с Россией по поставкам газа на следующий год. Как известно, цена газа увеличится на 50 долл. за 1 тыс. кубометров – с нынешних 130 до почти 180 долл. Цена транзита российского газа по украинской территории повышена только на 10 центов за 1 тыс. куб. м на 100 км – с 1,6 до 1,7 долл. Поскольку в украинский госбюджет на 2008 год правительство Януковича заложило цену газа в 160 долл., все бюджетные показатели придется пересматривать в сторону ухудшения.
Юлия Тимошенко обещает, что ее правительство займется одновременно и бюджетом, и подготовкой нового газового соглашения с Россией. Она следует указанию президента Ющенко, который еще летом анонсировал изменение схемы газообеспечения Украины. Он сказал, что уже договорился с российским президентом об общей формуле цены на газ, в которую не будет включена «политическая составляющая». Конкретизировать сказанное и прояснить ситуацию по другим спорным вопросам Ющенко обещал по итогам встречи с Путиным, которая так и не состоялась.
Посол РФ в Украине Виктор Черномырдин призывает не драматизировать ситуацию. Он уверен, что после досрочных выборов Верховной Рады и выборов в Госдуму украинско-российские отношения «будут только улучшаться». С ним согласен глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, который принял участие в конференции «Украина–Россия: новое десятилетие Большого договора»: «Романтический период в отношениях между нашими государствами закончился с оранжевой революцией. Это был последний акт иррационального отношения России к Украине. Теперь мы должны строить взаимодействие на совершенно иных принципах».
Своим мнением об итогах уходящего года в украинско-российских отношениях поделились с «НГ» украинские политики и эксперты.
Михаил Погребинский, руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Сегодня очень сложно однозначно охарактеризовать, какими были украинско-российские отношения в 2007 году, и еще сложнее прогнозировать, какими они будут дальше.
С одной стороны, товарооборот вырос. Но поскольку единой внешнеполитической линии не было, то можно сказать, что президент и МИД осложняли украинско-российские отношения по всем направлениям, где это можно было сделать. Правительство же пыталось расширять экономическое сотрудничество. К сожалению, не все получилось. Новое правительство получает довольно сложное наследство в виде нестабильной системы отношений. Все будет зависеть от того, как будет выстраиваться политика. Если развитие будет продолжаться по той линии, которую в последнее время проводил МИД, или Тимошенко, придя к власти, начнет ломать нынешние связи, то Украину ждут тяжелые времена.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований
Нужно обратить внимание, что в нынешнем году Украина, и Россия уходили от критических оценок друг друга. Ответственность за уровень украинско-российских отношений в 2007 году нужно распределить между президентом и правительством. Причем президентская сторона в этих отношениях играла доминирующую роль, тормозя определение новой повестки дня украинско-российских отношений. Например, все, что касалось двустороннего плана действий на 2007–2008 годы, было сорвано Киевом, который решил дополнить уже согласованные позиции. К сожалению, сегодняшняя пауза во взаимоотношениях России и Украины слишком затянулась. Правительство Януковича не смогло выдержать ценовой удар на энергоносители. Если правительство Тимошенко будет сформировано, то низкого старта оно взять не сможет, уж очень велик груз проблем. Думаю, что пересмотра украинско-российских отношений в энергетике правительством Тимошенко не будет.
Владимир Полохало, народный депутат от Блока Юлии Тимошенко
В политическом и дипломатическом ракурсах ни одна проблема не решена. Как это ни парадоксально, правительство Януковича ухудшило ситуацию в украинско-российских отношениях. Хотя не было публичных скандалов, их просто законсервировали, перевели в теневую сферу. В условиях, когда правительство получило большие полномочия после перехода страны к практически премьерско-президентской форме правления, мы можем говорить об ухудшении отношений с Россией по всем рейтингам и индексам. Новая власть, которая будет сформирована скорее всего во второй половине декабря, получит в наследство большую цену на газ, большую зависимость украинской экономики от российских энергоносителей и слабую конкурентоспособность на постсоветском пространстве.
Михаил Чечетов, депутат от Партии регионов
Правительство Виктора Януковича и наша партия в целом рассматривали и рассматривают Россию как главного стратегического партнера. Мы прилагали максимум усилий, чтобы отношения стали лучше и в политическом плане, и в торгово-экономическом. Мы по-прежнему выступаем за то, чтобы эти отношения были прогрессивными. Если же произойдет изменение правительственной команды, то новички получат не руины, а динамичные отношения. Украинский истеблишмент по-разному понимал важность двусторонних отношений, и в этом плане не совсем просто было правительству Януковича. Но наша политическая сила делала все возможное, чтобы украинско-российские отношения динамично развивались.
Владимир Фесенко, председатель Центра политологических исследований «Пента»
2007 год был годом десятилетия Большого договора. И сама дата склоняла к подведению определенных итогов и определению будущих перспектив развития наших двусторонних отношений. Следует отметить, что идеология, дух Большого договора продолжают действовать. Он остается основой наших отношений. Несмотря на внутриполитические перипетии, отношения между Украиной и Россией развивались довольно ровно. Не было череды локальных кризисов, характерных для наших двусторонних отношений в 2006 году (война маяков, мясомолочная война и т.д.). Кроме того, год имел позитивную экономическую динамику, развивался внешнеторговый оборот между нашими странами.
Главная проблема сегодня – не удается найти новый формат стратегического партнерства между Украиной и Россией. Если раньше Россия делала большие ставки на включение Украины в новые формы экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве, то сейчас от этих попыток отказались. Похоже, на Украину махнули рукой и дело ограничивается нынешними двусторонними отношениями. Но если говорить о стратегическом партнерстве, то этого явно недостаточно. В чем оно должно состоять, пока непонятно.
Еще одна болезненная проблема – базирование Черноморского флота. В целом остается традиционный комплекс проблем: цена на газ, плата за транзит и т.д. Что касается прихода к власти нового правительства, я думаю, что Тимошенко будет более гибким политиком в отношении с РФ, чем от нее ожидают. На нее давно поставили тавро антироссийского политика. Но для Тимошенко важно по-другому себя представить в роли премьер-министра. Да и ситуация будет совсем иной. Если она придет к власти, то станет более независимым премьером, нежели в 2005 году, в силу законодательных изменений. Кроме того, она прекрасно понимает, что от результатов ее премьерства будет зависеть и дальнейшая ее политическая карьера.
Киев