0
3973
Газета Дипкурьер Интернет-версия

10.12.2007 00:00:00

Крым – поле битвы за землю

Константин Бахарев

Об авторе: Константин Бахарев - депутат Верховного совета Крыма.

Тэги: крым, земля, самозахват, татары


крым, земля, самозахват, татары Столкновения с представителями правопорядка из-за незаконно захваченных участков в Крыму происходят все чаще.
Фото Олега Терещенко

В последние недели Крым вновь привлек к себе внимание украинских и российских СМИ. Информационным поводом стало очередное обострение земельных конфликтов, вылившееся в кровавое противостояние крымских татар и представителей правоохранительных органов.

Осенью судебные исполнители пытались освободить незаконно занятые крымскими татарами участки земли в Симферополе и на плато Ай-Петри. Захватчики оказали вооруженное сопротивление, в результате чего были ранены десятки людей как с одной, так и с другой стороны. После этих событий крымские татары провели несколько массовых акций протеста у стен парламента и правительства Крыма, разбили палаточный городок в центре столицы автономии. Они требуют оформить захваченные участки как места компактного проживания крымских татар и выделить им еще свыше 2 тыс. гектаров земли в окрестностях Симферополя и на Южном берегу Крыма (ЮБК). Власти, в свою очередь, отказываются идти на уступки и обещают в течение ближайших месяцев ликвидировать оставшиеся самозахваты.

Вопрос, который звучит чаще других в эти дни: почему проблему, которая вспыхивает время от времени на протяжении последних 15 лет, вдруг так активно стали решать? Начальник Главного управления МВД Украины в Крыму Анатолий Могилев уверяет, что причина активизации борьбы с самозахватами – завершение курортного сезона. Власти учли урок прошлого года, когда подобная попытка с их стороны в разгар курортного сезона едва не привела к его срыву. Тогда в ответ на действия стражей правопорядка группа крымских татар на несколько часов перекрыла автомобильную трассу Симферополь–Ялта, основную транспортную артерию, соединяющую столицу автономии с южным побережьем. Сотни ни в чем не повинных туристов опоздали на свои поезда и самолеты, и все это происходило под прицелом телекамер украинских и российских каналов.

Нынешняя попытка оказалась более удачной. Во-первых, потому что основная масса туристов уже покинула Крым, а следовательно, лидеры крымских татар лишились возможности шантажировать власть угрозой срыва курортного сезона. Во-вторых, потому что ликвидацию самозахватов начали с Ай-Петри. Дело в том, что из нескольких сотен случаев незаконного завладения землей именно захват плато Ай-Петри вызвал в свое время наибольший резонанс. Ведь крымские татары захватили землю в заповеднике, построили там кафе, бары и т.п., что является грубым нарушением действующего законодательства. Но на этом список нарушений не заканчивается. Предприниматели нигде не зарегистрировались, не платили налоги. По сути, это была неуправляемая территория, причем ощутимый ущерб при этом понес не только бюджет, но и природа.

«В связи с конфликтом на Ай-Петри все обсуждают политические проблемы, но никто не говорит о том, что есть законы природы, которые нельзя нарушать, – считает президент Крымской академии наук, председатель ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко. – Ведь это уникальный заповедник, его нельзя застраивать. Очищать плато от построек надо было уже давно. Из-за деятельности людей загрязняются горные и грунтовые воды. С этим мы связываем и лесные пожары. Нас не интересует национальный аспект этого вопроса, мы сочувствуем крымским тарарам. Но есть определенные табу, нарушив которые люди могут просто уничтожить курортный Крым».

Комментируя ситуацию, председатель Верховного совета Крыма Анатолий Гриценко сказал: «Наведение порядка на плато Ай-Петри – мера необходимая. Наша позиция заключается в том, что надо прежде всего освободить территорию от самовольно построенных строений – независимо от того, к какой национальности принадлежат их хозяева. Плато должно быть доступным для каждого жителя Крыма, а также для туристов и отдыхающих». Впрочем, не все верят, что таким образом наводится порядок. Чаще всего земельные вопросы в Крыму решаются в чью-то пользу. В случае с Ай-Петри, как и во всех остальных, представителей власти подозревают в том, что, выгнав татар, они отдадут землю другим людям.

Очевидно, что за любым земельным конфликтом в автономии стоят чьи-то коммерческие интересы. Крымская земля стремительно растет в цене, и если раньше эта тенденция была характерна лишь для Южного берега, то теперь – для всего Крыма, исключая разве что степную его часть. Еще несколько лет назад стоимость сотки крымской земли измерялась сотнями долларов, сегодня – тысячами, а на ЮБК – десятками тысяч. Само собой разумеется, что за такой куш идет нешуточная борьба, и крымские татары принимают в ней активное участие.

Работает эта бизнес-схема следующим образом: фирма «Икс» получает участок земли, допустим, под многоэтажную застройку. Узнав об этом, организованная группа крымских татар тут же высаживает «десант» на этот участок, объявляя его своей собственностью. После чего у фирмы «Икс» есть выбор: либо обращаться в суд, либо договариваться с захватчиками. Первый вариант малоперспективен: за последнее время ни одно (!) судебное решение об освобождении захваченных крымскими татарами участков не было ими добровольно исполнено. Второй вариант более реален, вопрос чаще всего упирается лишь в стоимость «освобождения», которая оказывается непосильной для хозяев земли.

Интересно, что многим из участвовавших в самозахватах людей ранее выделялась земля под индивидуальное строительство. Но они ее продали, после чего отправлялись завоевывать очередной участок. По данным председателя Республиканского комитета по земельным ресурсам Николая Голубева, выделенную государством землю продает каждый пятый крымский татарин. В среднем сотку земли на так называемых «полянах протеста» можно купить за 3 тыс. долл., а если на землю имеется государственный акт – цена вырастает до 8 тыс. долл.

Крайне любопытна география самозахватов. Из 25 районов Крыма они зафиксированы только в пяти: Симферопольском, Бахчисарайском, Судакском, Феодосийском, Большой Ялте. То есть землю захватывают там, где она стоит дороже всего. В одном только Судакском районе захвачено 200 га земли (всего по Крыму – 1700 га), из которых 48 га имеют рекреационное назначение, 35 принадлежат пансионату, 9 – детскому лагерю. Незаконно занятыми оказались и сельскохозяйственные угодья совхозов. Хозяевам захваченных земель не остается ничего другого, как идти в суд. Но даже там, где имеются судебные решения об освобождении участков (всего их принято уже более 80), осуществить требование закона не удается многие годы. Чаще всего по причине противодействия со стороны захватчиков. Их же поддерживает Меджлис крымско-татарского народа. Он после событий на Ай-Петри принял постановление «О формировании добровольных отрядов самообороны». Причем обороняться предполагается не от хулиганов, а от представителей закона, которые должны исполнить решения судов.

К сожалению, власти автономии не в состоянии в одиночку решить проблему земельных конфликтов. Лидеры крымско-татарского национального движения пытаются перевести земельную тему из экономической плоскости в плоскость межнациональных отношений: крымских татар ущемляют в правах, не выделяют землю и средств на ее обустройство. Но факты свидетельствуют об обратном: с 1991 года на обустройство крымских татар из государственного и республиканского бюджетов потрачено 1,2 млрд. гривен (около 240 млн. долл.), им выделено более 40 тыс. гектаров земли. Юридически оформлены 300 мест компактного проживания крымских татар, что подразумевает не только выделение земли, но и прокладку дорог, сетей электропередачи, канализации, водоснабжения и т.д. Особо стоит подчеркнуть, что в 1944 году из Крыма были выселены 180 тыс. крымских татар, а вернулось уже 250 тыс., еще 200 тыс. предполагают вернуться. И каждый требует для себя привилегий. Если же крымская власть проявляет несвойственную ей решительность, как в случае с событиями на Ай-Петри, Меджлис заявляет об угрозе межэтнического конфликта. В такой ситуации руководству автономии крайне необходима политическая поддержка Киева. Но ее-то как раз нет. И вот почему: лидеры Меджлиса – Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров – члены партии «Наша Украина», почетным председателем которой является Виктор Ющенко. В то время как руководители Крыма – глава парламента Анатолий Гриценко и премьер Виктор Плакида – представляют Партию регионов. Во всех областях губернаторы назначаются президентом, как правило, из числа своих однопартийцев. На оранжевой карте Украины Крым – единственное белое пятно (вернее, бело-голубое – по цветам регионалов), и Ющенко ищет варианты для того, чтобы сменить крымское руководство. Конституция Крыма не дает ему такой возможности. Единственный шанс – создать в Крыму управляемый конфликт, с тем чтобы, «повесив всех собак» на руководителей республики, заменить их своими ставленниками. Таким образом глава государства убивает сразу двух зайцев: лишает Партию регионов ее традиционного оплота на юге страны и сосредотачивает административный ресурс накануне президентской кампании 2009 года. Заодно Ющенко удовлетворяет интересы крымских татар, которых в Киеве считают носителями украинской государственности в автономии и главными ее проводниками (они же составляют основной электорат президента в Крыму). Именно по этой причине Ющенко никогда не станет союзником местной власти в ее борьбе с крымско-татарским экстремизмом. Конфликт, в котором политика и экономика сплелись с единый клубок, будет тлеть, периодически вспыхивая, не давая автономии ни единого шанса на мир и стабильность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1562
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
976
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
697
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
964

Другие новости