В Брюсселе глава Комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу и его заместитель и комиссар по промышленной политике Гюнтер Ферхойген объявили о создании новой независимой «группы высокого уровня». Ее задача – борьба с бюрократическим засильем в сообществе. Торжественно был представлен и глава образованного подразделения Эдмунд Штойбер.
В октябре Штойбер ушел в отставку с поста премьер-министра Баварии, который занимал 14 лет, и одновременно лидера Христианско-социального союза (ХСС). В этом двойном качестве он вырос в германского политика крупного масштаба, был кандидатом консервативного блока ХДС/ХСС в канцлеры, но проиграл выборы 2002 года канцлеру Герхарду Шредеру. Кстати, несколько лет назад последний предлагал Штойберу выдвинуть и поддержать его кандидатуру на освободившуюся тогда должность председателя Комиссии ЕС. Но у него были виды на канцлерство, и он отказался от переезда в Брюссель.
И вот теперь по иронии судьбы 66-летнему отставнику, все еще не утратившему активности и амбиций, осталась только брюссельская политическая гавань. Идея заполучить Штойбера для бесконечно провозглашаемых, но доселе безрезультатных попыток справиться с царящей в ЕС бюрократической неразберихой пришла Жозе Мануэлу Баррозу. Собственно говоря, у него есть комиссар, в чье ведение входит эта задача. Это упомянутый Гюнтер Ферхойген.
Создание новой «пристройки» во главе со Штойбером, по-видимому, призвано вновь подчеркнуть публике серьезность антибюрократических намерений руководства ЕС. При этом речь идет не о сокращении раздутого чиновничьего аппарата ЕС. Официально под борьбой с бюрократией понимается упорядочение разного рода еврозаконов и предписаний, вызывающих неразбериху в делах и соответственно критику и недовольство со стороны бизнес-кругов и рядовых граждан.
По экспертным оценкам, бюрократическая машина ЕС настолько раздута, что процесс ее разрастания вошел в автоматический режим. Общая картина такова, что сегодня от 40 до 50% всего бумажного потока в странах Eвропы приходится на долю евроучреждений. А треть европейских законов, считают наблюдатели, или не действуют, или устарели.
Эдмунд Штойбер намерен проводить с начала нового года заседания экспертной группы не менее двух раз в месяц. Политическая задача, поставленная Комиссией ЕС в борьбе с бюрократией, «звучит гордо». Предполагается сократить тяготы предприятий, обусловленные бюрократическими предписаниями. Как заявил Ферхойген, к 2012 году «мы должны быть в состоянии снизить эти расходы на 25%. Это соответствовало бы 1,5% ВВП, или 150 миллиардов евро».
Экспертная группа Штойбера призвана разобраться в ненужных, но навязанных экономике стран ЕС управленческих актах. Чтобы избежать впечатления, что созданная «под Штойбера» группа является новым звеном бюрократии, было решено ограничить ее численность. Для нее не предусмотрен и отдельный аппарат. Штойбер согласился работать без зарплаты, лишь с покрытием непосредственных расходов, связанных с его деятельностью вроде поездок и т.п. Вместе с тем экспертная группа сможет привлекать уже имеющихся в Комиссии ЕС многочисленных штатных специалистов по «дебюрократизации».
Кроме того, недавно Комиссия ЕС заказала трем консультационным фирмам за 20 млн. евро исследование о деньгах, теряемых экономикой из-за бюрократических нормативов. Этот доклад тоже попадет на суд группы Штойбера.
Сомнения в успехе ее начинания все-таки превышают ожидания. Тому виной не только неудачный до сих пор опыт дебюрократизации. Известно, что основная масса бюрократов сидит не в Брюсселе, а в парламентах и правительственных инстанциях 27 стран-членов, недостижимых для экспертных групп. Опытный политик Эдмунд Штойбер, по-видимому, не просто шутил, когда назвал свое предстоящее занятие «сверлением толстых досок, напоминающим сизифов труд».