С Норвегией, страной викингов и фьордов, Россию объединяет не только география. Хотя примечательно и символично уже и то, что общая граница, никогда не нарушавшаяся войнами, стала первой договорно закрепленной (по договору 1326 года) границей в Европе и является старейшей из современных государственных границ нашей страны.
Немало интересного хранит и история отношений между двумя странами, которые восходят корнями к XIII веку. Причем длительное время межгосударственные контакты осуществлялись опосредованно, через Данию, в состав которой с XIV века входила Норвегия, и Швецию, к которой с 1814 года она была присоединена на условиях государственной унии.
По мере экономического роста Норвегия все более тяготилась зависимостью от Швеции, назревал шведско-норвежский конфликт. В конечном счете норвежский стортинг (парламент) 7 июня 1905 года объявил об одностороннем расторжении унии. Россия, которая совместно с Англией и Францией участвовала в посреднической миссии по урегулированию этого конфликта, с самого начала ясно высказывалась только за мирный поиск решения. Таким решением стало подписанное 23 сентября 1905 года в Карлштадте соглашение об условиях прекращения унии.
Россия первой официально признала независимую Норвегию, став также первой страной, куда норвежцы направили своего полномочного диппредставителя (до прекращения унии Норвегию во внешних сношениях представляла Швеция). В свою очередь, генеральный консул России в Христиании (ныне – Осло) Теттерман был назначен временным поверенным в делах России в Норвегии.
Уважая интересы независимой Норвегии и желая обеспечить собственную безопасность на севере, Россия стремилась противодействовать попыткам вовлечь эту соседнюю страну в орбиту чуждых влияний. Она инициировала, в частности, замену англо-франко-шведско-норвежского договора 1855 года, предвзято трактовавшего территориальную целостность Норвегии, более взвешенным документом. В инструкциях МИДа первому российскому посланнику в Христиании Крупенскому поручалось сообщить норвежцам, что в случае их «непременного желания наилучшим образом обеспечить свою неприкосновенность каким-либо международным актом русское правительство готово выразить принципиальное согласие на коллективную гарантию такой неприкосновенности со стороны всех великих держав при участии России».
Весной 1906 года норвежское правительство выступило с инициативой проведения многосторонних переговоров о коллективной гарантии территориальной целостности Норвегии с участием России, Англии, Франции и Германии. Переданный в декабре того же года в Петербург норвежский проект соответствующего договора по ряду причин не устраивал Россию, которая в январе 1907-го направила всем остальным четырем участникам свой контрпроект. В итоге интенсивных переговоров договор о территориальной неприкосновенности Норвегии был подписан в Христиании 2 ноября.
Документ предусматривал обязательство норвежской стороны «не уступать никакой державе ни в качестве временного занятия, ни в виде какой-либо иной меры никакой части норвежской территории». В нем говорилось также, что правительства Германии, Франции, Великобритании и России признают и обязуются соблюдать неприкосновенность Норвегии и в случае угрозы этой неприкосновенности окажут ей необходимую поддержку.
Одновременно была подписана декларация между Англией, Францией и Норвегией о денонсации договора 1855 года.
Подписание нового договора стало значимой акцией, внесшей определенные коррективы в расстановку сил в регионе, содействовавшей укреплению там позиций России. Договор внес ощутимую лепту в реальное обретение Норвегией полноты своего суверенитета и территориальной целостности. Конструктивная позиция России при подготовке и заключении этого международно-правового инструмента, зафиксированное в нем ее участие в соответствующих гарантиях – подтверждение последовательной линии нашей страны на упрочение стабильности в Скандинавии и на Балтике, развитие партнерских связей с Норвегией.
Унаследованный от далеких предков и традиционно освящавший российско-норвежские отношения на протяжении веков дух добрососедства и взаимного уважения, как и принципы, заложенные в договоре 1907 года, служат их стержневой основой и сегодня. Общее историческое достояние наших государств-соседей, преемственность их политического курса в двусторонних отношениях являются залогом дальнейшего поступательного движения России и Норвегии по пути дружественного сотрудничества.