Леван Гачечиладзе стоит первым в ряду грузинской оппозиции.
Фото Reuters
Ноябрьские события в Тбилиси, разгон организованной оппозицией демонстрации, введение чрезвычайного положения, запрет оппозиционных СМИ и, наконец, назначение досрочных президентских выборов – все это стало свидетельством накопившихся в грузинском обществе противоречий и вышедшего на поверхность, особенно за последний год, недовольства широких слоев населения Грузии. По контрасту можно вспомнить октябрьские дни 2006 года, когда развязанные Россией против Грузии «торговые войны», прекращение почтового и авиасообщения, массовые депортации грузин из Москвы и других городов России – все это объединило вокруг Саакашвили не только оппозиционные партии, но и большую часть населения. Проходившие 5 октября 2006 года муниципальные выборы продемонстрировали высокий уровень сплоченности в грузинском обществе перед лицом внешней угрозы и национального унижения.
Ситуация кардинально поменялась в ноябре 2007 года. Теперь уже оппозиционные партии и группировки, собравшие в начале ноября до 100 тыс. демонстрантов, выдвинули радикальные антиправительственные и антипрезидентские требования – от необходимости соблюдения конституционных сроков проведения парламентских и президентских выборов до отставки Саакашвили. На переговоры с оппозицией президент не пошел, а 7 ноября армия и спецназ разогнали митинг с применением оружия, брандспойтов и отравляющих газов. Согласно распространенному в Тбилиси мнению, такого рода силовых акций не было со времен разгона мирной демонстрации 9 апреля 1989 года.
После 7 ноября было введено чрезвычайное положение, запрещена деятельность оппозиционных партий, часть которых обвинили в «сотрудничестве с иностранным государством», закрыты телеканалы. Больше других досталось каналу «Имеди», сыгравшему огромную роль в организации акций протеста и принадлежащему наиболее опасному оппоненту Саакашвили, самому богатому бизнесмену Грузии Бадри Патаркацишвили. Что же касается основных оппозиционных партий – Республиканская (Давид Усупашвили), «Новые правые» (Давид Гамкрелидзе), Консервативная (Звиад Дзидзигури), Народная (Коба Давиташвили), а также недавно созданных – «Путь Грузии» (Саломэ Зурабишвили) и политическое движение «Свобода» (Константин Гамсахурдия), то не ясно, смогут ли они повлиять на результаты назначенных на 5 января 2008 года президентских выборов. По мнению аналитика Александра Рондели, оппозиция должна идти на выборы не только с критикой, но и с конструктивной программой, а такой программы у нее пока нет.
Еще до начала официальной избирательной кампании, наряду с Михаилом Саакашвили, объявившим о намерении вновь баллотироваться на пост президента, был выдвинут кандидат от объединенной оппозиции – депутат парламента и крупный бизнесмен Леван Гачечиладзе. О возможности выдвижения заявили также известный экономист Гия Маисашвили, лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе, экс-глава МИДа и лидер оппозиционной партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили. О конечных результатах выборов пока еще рано судить, но, согласно опросам общественного мнения, сегодня кандидат объединенной оппозиции не уступает действующему президенту.
Тем временем Саакашвили отправил в отставку премьер-министра Зураба Ногаидели, назначив на этот пост далекого от политики банкира Ладо Гургенидзе. Первое, что поручили новому премьеру, – обеспечить поэтапное удвоение пенсий, резкий рост зарплат и социальной помощи, расширение программ по трудоустройству. На протяжении последних лет Грузия существенно продвинулась по пути экономического реформирования и в ежегодном докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации за 2006 год была даже названа лидером по проведению реформ. В значительной мере это было достигнуто за счет улучшения макроэкономических показателей и недооценки социальной сферы: средний уровень зарплат в стране составляет 70 долл., а пенсий – всего 20 долл.
Президент не обошел вниманием и грузинских интеллектуалов, составляющих основу оппозиции. Был разрешен многолетний спор по поводу автономии Академии наук и закрепления за ней здания в центре Тбилиси, на которое покушался крупный бизнес. Знаковым шагом стало посещение президентом аграрного края Кахетии, где Саакашвили пообещал крестьянам-виноградарям повысить закупочные цены на виноград и улучшить техническую оснащенность их хозяйств. Это привлекло на его сторону обнищавших после объявления Россией «винной войны» кахетинских виноградарей и виноделов, лишившихся основного рынка сбыта своей продукции. По свидетельству госминистра Грузии по реформам Кахи Бендукидзе, до российской блокады ежегодный экспорт винных изделий из Кахетии составлял 60 млн. бутылок, а сейчас – всего 12 млн. Российско-грузинские торгово-экономические отношения находятся в состоянии застоя. Что же касается политических противоречий, то их основой были и остаются позиции сторон по вопросу о «замороженных» конфликтах на территории Абхазии и Южной Осетии. В сентябре – октябре 2007 года Россия и Грузия обменялись резкими обвинениями, а вопрос об очередном инциденте в зоне конфликта в Абхазии был даже вынесен на заседание 62-й сессии Генассамблеи ООН.
В самое последнее время последовал ряд заявлений грузинских политиков по поводу переброски из России в Абхазию дополнительной тяжелой техники и воинского контингента из северокавказских республик. Российские СМИ объяснили все это как плановую ротацию миротворческих контингентов, в Грузии же это расценили как подготовку к признанию сепаратистских территорий.
При этом о поддержке территориальной целостности Грузии заявили США, Евросоюз и НАТО, одновременно подчеркнув необходимость мирного урегулирования конфликтов на ее территории. Находившийся в Тбилиси после событий 7 ноября помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза заявил на брифинге в посольстве США в Тбилиси, что США и Группа друзей генсека ООН по Грузии единодушно поддерживают территориальную целостность Грузии. Однако, по его словам, Тбилиси должен при посредстве международного сообщества вести прямой диалог с абхазской и южноосетинской сторонами в поисках мирных решений.
То, что внутренний кризис в Грузии обретает и международный аспект, стало очевидно после объявления о прибытии в Тбилиси президента Польши Леха Качиньского, намеренного осуществить посредническую миссию в переговорах между грузинскими властями и оппозицией по просьбе правительства США и Верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности. Общий расклад внутренних и международных сил свидетельствует, что предвыборная ситуация в Грузии будет оставаться сложной, а результаты выборов непредсказуемы до тех пор, пока власти и оппозиция не найдут компромисс хотя бы по основным разделяющим их вопросам.