В наступающем 2008 году в республиках Южного Кавказа – Грузии, Армении и Азербайджане – предстоят президентские выборы. В чем-то ситуация во всех названных странах похожая. Правящая элита располагает неоспоримым преимуществом по отношению к оппозиции – в плане сосредоточенных во властных руках административного, финансового и медийного ресурсов. Но имеются и существенные отличия. В Армении очевидно, что главой государства станет новый человек, так как действующий президент Роберт Кочарян завершил положенные по Конституции два срока и переизбираться не может. В Грузии на январь назначены досрочные президентские выборы, и Михаилу Саакашвили предстоит сложная борьба за то, чтобы восстановить доверие и вернуть поддержку избирателей, многие из которых разочаровались в молодом лидере после жесткого разгона митинга оппозиции в Тбилиси. На этом фоне ситуация в Азербайджане выглядит самой спокойной и предсказуемой. Так ли это? Действительно ли у оппонентов президента Ильхама Алиева нет никаких шансов на победу? Какие сценарии азербайджанских выборов все же имеются? Напомним, что в Азербайджане выборы состоятся в октябре – и нельзя исключить форс-мажорные события, которые могут радикально изменить геополитическую и внутриполитическую ситуацию.
Позиции Ильхама Алиева весьма прочные. Об этом свидетельствуют и опросы общественного мнения. Согласно им, рейтинг доверия к главе государства стабильно держится на уровне 70%. Президент Алиев крепко держит в руках рычаги управления государством. Растущие нефтяные доходы и геополитический интерес к Азербайджану позволяют ему чувствовать себя вполне уверенно как внутри страны, так и на международной арене. Правящая элита внешне выглядит консолидированной, а малейшее недовольство внутри нее жестко подавляется.
Показательна в этом смысле судьба амбициозных экс-министра здравоохранения Али Инсанова, экс-министра экономического развития Фархада Алиева и примкнувших к ним чиновников более низкого ранга. Их уволили с занимаемых постов, арестовали и приговорили к длительным срокам тюремного заключения. Фрондирующий заместитель председателя правящей партии «Новый Азербайджан» Сируз Табризли, бывший одним из ее основателей и харизматических лидеров, после публичной критики руководителя президентской администрации Рамиза Мехтиева был поспешно исключен из рядов партии. Позволившего себе критические замечания в адрес правительства депутата Милли меджлиса Гусейна Абдуллаева во время заседания парламента спровоцировали на драку, после чего он был лишен депутатского иммунитета, арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.
Таким образом, сценарии, оказавшиеся успешными в других постсоветских странах, когда именно из рядов самой правящей элиты бросался вызов действующему главе государства или намеченному им самим преемнику, в Азербайджане загодя нейтрализованы. Что касается традиционной оппозиции, то она до сих пор не оправилась от сокрушительного поражения на парламентских выборах 2005 года. Практически не видно и не слышно представителей «Мусавата» и близких к этой партии депутатов, ни оппозиционных политиков, которые оказались вне стен парламента. Такие ведущие в прошлом представители оппозиционного лагеря, как Партия народного фронта Азербайджана (ПНФА), Партия национальной независимости Азербайджана (ПННА), после того как их изгнали из занимаемых на протяжении многих лет офисов, проводят заседания по квартирам и еле подают признаки жизни.
К тому же у оппозиции нет финансовых ресурсов. Практически закрыт доступ на телевидение. Тиражи оппозиционных газет незначительны. Апатичное население больше занято собственными насущными проблемами. Очевидно, что без консолидации и выдвижения единого кандидата оппозиция не в состоянии даже минимально конкурировать с действующим президентом. Между тем включиться в президентскую кампанию намерен лидер партии «Мусават» Иса Гамбар, который был главным конкурентом Ильхама Алиева в 2003 году. Не скрывает своих амбиций Эльдар Намазов – бывший помощник покойного президента Гейдара Алиева, перешедший в стан оппозиции. Однако скорее всего список претендентов ближе к выборам заметно увеличится. Не исключено, что к этому могут приложить руку сами власти. Ведь с увеличением числа претендентов голоса протестного электората неизбежно распыляются. Правящей элите важно не просто победить в первом туре. Главное – не допустить, чтобы кто-либо из оппозиционных претендентов набрал весомое количество голосов, что создало бы в обществе ощущение возможной альтернативы действующему главе государства. С этой целью власти могут использовать материальные стимулы для разобщения действительной оппозиции и включения в избирательную кампанию лиц, которыми легко манипулировать по своему усмотрению. Тем временем власти ужесточают контроль над СМИ. Начавшаяся еще в прошлом году кампания давления на независимые газеты приобрела в 2007 году форму откровенных репрессий. На сегодня в заключении находятся уже восемь журналистов, из них четверо являются редакторами. Журналисты подвергаются избиениям, а газеты – судебным преследованиям. Общая сумма штрафных санкций составила полмиллиона долларов.
Международные организации, и в первую очередь ОБСЕ и Совет Европы, предпринимают определенные шаги с тем, чтобы наладить диалог между оппозицией и властями по вопросу внесения изменений в Избирательный кодекс и списки избиркомов. Глава Бакинского офиса ОБСЕ Хосе-Луис Герреро заявил, что предстоящие в 2008 году президентские выборы покажут, действительно ли Азербайджан идет по пути демократии. «Условиями демократических выборов являются справедливая политическая конкуренция, реализация свободы собраний, свободный и равный доступ всех кандидатов к СМИ, обеспечение свободного волеизъявления граждан и учета голосов избирателей», – сказал он. Спецпредставитель генсека Совета Европы в Азербайджане Дэнис Брибосиа отметил, что СЕ «хочет установления такой избирательной системы, которая могла бы удовлетворить большинство населения страны».
Но дело пока идет туго. Власти соглашаются лишь на косметические изменения. Оппозиция, наученная горьким опытом, опасается, что власти навяжут свои правила. Недавно четыре ведущие оппозиционные партии (Партия народного фронта, «Мусават», Демократическая и Либеральная) отказались продолжать диалог, который, по их мнению, ведется для проформы. Вряд ли этот демарш окажется действенным, но его можно расценить как шаг на пути консолидации оппозиции. Хотя до выборов еще есть время, результаты их, похоже, заранее известны. При этом остается открытым вопрос: сможет ли оппозиция выступить достойно, добиться принципиального обсуждения насущных проблем страны, а не оказаться в унизительной роли бледных статистов в избирательном бенефисе действующего президента Ильхама Алиева?