Если говорить об экономической ситуации в Грузии, то нужно отметить, что с приходом к власти Михаила Саакашвили улучшилась бюджетная дисциплина. Это видно и по бюджетным параметрам, и по цифрам. Так что в вопросе доходной части бюджета более или менее все в порядке. Однако общеэкономическая ситуация в целом оставляет желать лучшего. В некоторых сегментах положение дел не то что не улучшилось, а заметно ухудшилось. Все пошло по тем же самым схемам, что и в России. Власти Грузии сейчас строят формацию так называемого номенклатурного капитализма, когда бизнес сращивается с властью. То есть власть становится директором бизнеса. Государственная политика не работает в режиме содействия развитию отраслей экономики. Все это крайне негативно влияет на инвестиционную среду. Правительство Грузии сделало все для того, чтобы вследствие необдуманной приватизационной и инвестиционной политики поставить страну под большую угрозу. На рынке отсутствует конкуренция, внутреннее производство находится в плачевном состоянии.
Политическая напряженность в государстве, конечно же, связана с экономической ситуацией. Рост бюджета и осуществление ложных социальных проектов увеличивает уровень инфляции. Экспорт сельскохозяйственной продукции по сравнению с предыдущими годами сокращен. Основной аграрной базой сбыта для Грузии была Россия, а сейчас двусторонние экономические отношения явно испорчены. Социальные проблемы в стране достигли пика именно по экономическим причинам. Экономика должна получить возможность свободно развиваться.
Кроме того, остро стоит для Грузии и вопрос энергобезопасности. У страны практически нет собственных ресурсов, к тому же на грузинском энергорынке присутствует политический фактор, связанный с иностранными государствами. Сейчас Грузия закупает газ у Азербайджана по 130 долл. за 1 тыс. кубометров, цена на российские поставки – 236 долл. Если Тбилиси удастся договориться о покупке дополнительных объемов газа в Азербайджане (даже по более высоким ценам), то средневзвешенная цена на импортируемый газ может составить около 160–170 долл. за 1 тыс. кубометров.