Глава МИДа Сергей Лавров высоко оценивает отношения со странами Латинской Америки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По итогам визита министра иностранных дел Сергея Лаврова в страны Латинской Америки официальный представитель МИД России Михаил Камынин прокомментировал для «НГ» приоритеты России в регионе и перспективы развития связей в политической и экономической областях.
– Михаил Леонидович, какое место занимают отношения со странами Латинской Америки во внешней политике России?
– У России с Латинской Америкой всегда были особые отношения. Ведь и здесь, и там – уникальные цивилизации, богатейшая культура, а в последнее время – и довольно схожие проблемы развития, близость взглядов на современный мир и его перспективы. Латинская Америка мне особенно близка – в том числе в силу моих профессиональных пристрастий. Может быть, поэтому мне иногда кажется, что нас, жителей России, и латиноамериканцев связывают и человеческие симпатии.
Посмотрите, как активизировались в последние годы российско-латиноамериканские контакты на всех направлениях и уровнях, включая высший. Президент Владимир Путин посетил с визитами Кубу, Мексику, Бразилию, Чили, летом этого года Гватемалу. В России принимали президентов Чили, Мексики, дважды – Бразилии, четыре раза – Венесуэлы. Идет интенсивный диалог с руководством влиятельных стран Латинской Америки и на основных мировых площадках, в том числе в рамках ГА ООН, форумов АТЭС, «на полях» саммитов «восьмерки».
Латинская Америка – прекрасный пример того, как, ускоренно интегрируясь в глобальную политику и экономику, можно тем не менее твердо и успешно отстаивать самостоятельную роль в мировых делах. Этот континент давно уже перестал считаться чьим-то «задним двором». Он все более уверенно утверждается в качестве самостоятельного игрока в глобальной политике и экономике.
В политическом плане Россия и латиноамериканские государства в целом выступают как единомышленники в решении ключевых проблем современности – с опорой на международное право и укрепление центральной роли ООН в мировых делах. В нашей политике латиноамериканцев привлекают прежде всего неприятие попыток навязывания односторонних подходов к мировым делам, готовность коллективно искать взаимоприемлемые развязки. Как результат – готовность к координации с нами линии в ООН и на других международных форумах, в том числе по проблематике разоружения, борьбы с терроризмом и другим важным вопросам.
Мы нацелены на дальнейшее развитие торгово-экономических связей, опираясь на достигнутый в 2006 году рекордный уровень российско-латиноамериканского товарооборота – около 11 миллиардов долларов Акцент будет делаться на увеличение российского экспорта высоких технологий, укрепление производственного сотрудничества в энергетике, добыче и транспортировке нефти и газа, машиностроении, металлургии, транспортном секторе, в сфере мирного использования ядерной энергии и исследования космического пространства.
– Как в Москве оценивают результаты сентябрьской поездки министра иностранных дел Сергея Лаврова в латиноамериканский регион?
– Сергей Лавров посетил Перу, Уругвай и Парагвай – страны с так называемым средним уровнем развития, проводящие сбалансированный курс в международных делах. Это означает, что они конструктивно взаимодействуют с США, Западной Европой, Китаем и в рамках линии на диверсификацию внешних связей активно стремятся к укреплению контактов с нашей страной.
Официальные визиты в Уругвай и Парагвай имели особое значение. В текущем году отмечается 150-летие установления дипломатических отношений России с Уругваем и 15-летие – с Парагваем. Хотя, как показали недавние исследования, проведенные в российских архивах, история российско-парагвайских связей восходит к середине XIX века, а в 1908 году в Асунсьоне впервые был аккредитован российский посланник.
В следующем году в Асунсьоне планируется открыть наше посольство.
В ходе визитов Лаврова в Уругвай и Парагвай были подписаны важные документы, которые укрепляют договорно-правовую основу нашего двустороннего сотрудничества в различных сферах.
Официальному визиту в Республику Перу предшествовала важная встреча президента России Владимира Путина с перуанским президентом Аланом Гарсией в Сиднее на саммите АТЭС. Тогда были достигнуты принципиальные договоренности о поэтапном наращивании двустороннего взаимодействия во всех областях. Под этим углом и прошли переговоры в Лиме с перуанским руководством – в атмосфере доверительности и нацеленности на практические результаты. Наши страны выступают за укрепление многосторонней дипломатии, ключевым механизмом которой является ООН. Мы стремимся тесно работать в различных форматах в целях содействия формированию более демократического и справедливого мироустройства. В частности, была подчеркнута готовность взаимодействовать в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», где в 2008 году председательство перейдет к Перу.
Должен особо отметить, что высшие руководители всех трех латиноамериканских стран, с которыми встречался Лавров, приветствовали укрепление внешнеполитических и экономических позиций России в мире, высказывались в поддержку ее самого активного участия в решении всех важных вопросов международной жизни. Не случайно Россия была официально приглашена уже в этом году принять участие в очередном саммите МЕРКОСУР – Южно-американского общего рынка.
– Каковы перспективы торгово-экономического сотрудничества России с латиноамериканскими странами?
– В Латинской Америке хорошо известна продукция российского машиностроения. Так, в Аргентине около трети электроэнергии вырабатывается на энергооборудовании, поставленном нашими фирмами. В Бразилии насчитывается свыше 20 тысяч единиц российского станочного парка. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна используется около 900 российских самолетов и вертолетов. Только за последние годы туда поставлено свыше 60 тысяч легковых и более 16 тысяч грузовых автомобилей. Популярностью среди латиноамериканских предпринимателей пользуется российская дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника. В Латинской Америке работают наши нефтяники: «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть». Прорабатываются проекты расширения экспорта российской высокотехнологичной продукции, авиатехники, энергетического и лазерного оборудования.
И конечно, нельзя не упомянуть активно развивающееся военно-техническое сотрудничество – продукцию российской оборонной промышленности ценят не только традиционные партнеры на Кубе, но и в Венесуэле, Уругвае, Мексике, Перу и Колумбии. На подходе и другие страны. А ведь это – очень непростые рынки, традиционно считавшиеся монополией США.