На недавней Конференции в Вильнюсе по вопросам европейской безопасности помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза выступил с заявлением, в котором выразил озабоченность ролью России в энергетическом обеспечении Европы. Брайза не впервые выступает с такими заявлениями. Именно он считается одним из авторов доктрины об энергетической независимости Старого Света от России и проектов энергообеспечения Европы в обход России. К его речам об опасности газовой зависимости от России привыкли настолько, что фраза об активизации Запада в разработке азербайджанских газовых месторождений была воспринята как само собой разумеющееся. Другая составляющая заявления американского дипломата осталась без должного внимания. А говорил Мэтью Брайза о том, что разработки газовых месторождений Азербайджана более выгодны, чем поставки газа из Казахстана и Туркмении. По сути, сказанное подразумевает очередную трансформацию идеи газопровода «Набукко», один из вариантов которого предполагал прокладку трубопроводов от месторождений Центральной Азии по дну Каспийского моря к азербайджанскому берегу, с дальнейшим выходом в Турцию и в Европу. Реализация этого проекта проблематична. Мешает этому неопределенность статуса Каспия, без чего глобальные проекты не осуществить. Многочисленные делегации, посетившие Туркмению после смерти Сапармурата Ниязова, так толком и не смогли выяснить реальные объемы туркменского газа и вынуждены были довольствоваться расплывчатыми заявлениями президента Гурбангулы Бердымухамедова о том, что газа хватит на всех. Да и противоречия между Туркменией и Азербайджаном по вопросам принадлежности тех или иных месторождений оказались все-таки глубже, чем казалось со стороны. Не удалось заручиться и однозначной поддержкой по Транскаспийскому проекту другого влиятельного «игрока» – Нурсултана Назарбаева. К озвученной вариации по «Набукко» Запад могла подтолкнуть определенная нерешительность постсоветских обладателей углеводородов. Дело в том, что каждый из президентов этих стран в разное время дал понять, что по вопросам поставок энергоносителей в Европу дополнительные обострения с Россией нежелательны. Так, Назарбаев как-то обмолвился, что предпочитает в таких проектах участвовать в партнерстве с Москвой. Бердымухамедов выразил готовность поставлять газ в любом направлении, но в пределах своего государства – «до границы». Президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал поставлять газ в любых объемах, но подчеркнул, что Баку не будет инициатором проектов. Позиция же главы Узбекистана Ислама Каримова – потенциального участника энергопроектов, в силу объявленного стратегического партнерства, не станет раздражителем для Москвы.
Известный эксперт по энергетическим вопросам Георгий Хухашвили сказал «НГ», что заявление Брайзы не стоит трактовать на данном этапе как безусловную капитуляцию и отказ от планов по переброске центральноазиатских энергоносителей в Европу в обход России. «Америка от этой идеи не откажется окончательно так быстро. Просто там наступило некоторое отрезвление, понимание того, что сегодня все рычаги контроля над ситуацией в Центральной Азии находятся у Москвы. Россия сделала за последний период ряд очень сильных ходов, после чего Запад на что-то серьезное в этом регионе претендовать не может», – сказал Хухашвили «НГ». У Москвы есть и прямые рычаги политического давления, считает эксперт, а потому закономерно, что Запад решил сконцентрироваться целиком на разработке азербайджанских газовых месторождений – проблематика Транскаспийского проекта слишком серьезная и многосторонняя, чтобы надеяться на какие-то сдвиги. Все это в очередной раз подтвердилось на недавнем саммите прикаспийских государств в Тегеране, когда Москва повела себя по некоторым вопросам Каспия пассивно, по сути дав возможность участникам встречи не договориться.
Теперь вопрос в следующем: хватит ли азербайджанского газа для энергетической независимости Европы? С учетом того, что в прошлом году просьба Грузии о дополнительных поставках голубого топлива положительно решилась после многочисленных переговоров с большим трудом, а в этом году пока не получила внятного ответа, можно предположить, что газа, во всяком случае, в ближайшем будущем на Старый Свет не хватит. Тем более что у Баку серьезная внутренняя задача – обеспечивать собственные нужды без импорта энергоносителей. По данным Мэтью Брайзы, до 2020 года Азербайджан мог бы производить 50 млрд. кубометров газа. «20 миллиардов кубометров – для внутреннего потребления и Турции. Если в 2020 году Азербайджан сможет поставлять 30 миллиардов кубометров газа в Европу, мы сможем осуществить первый этап проекта», – заявил представитель Госдепа.
Первый этап, однако, может оказаться последним, если к тому времени не удастся разрешить вопрос заполнения «Набукко» газом из Центральной Азии. Дело в том, что, как уже писала «НГ», к 2025 году Баку планирует построить атомную электростанцию, поскольку запасы местных углеводородов, по расчетам азербайджанских ученых, будут истощены.