Ангела Меркель протягивает руку российским инвесторам. Но не всем.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Висбаденский саммит президента Владимира Путина и канцлера Ангелы Меркель, состоявшийся 14–15 октября в рамках двусторонних межправительственных консультаций, был последним крупным событием в российско-германских отношениях 2007 года. Обе стороны постарались провести его в мажорной тональности. Диалог между лидерами, судя по их заявлениям, был деловым и доверительным. Никаких споров о правах человека, свободе прессы или неадекватном обращении с демонстрантами. Ряд договоренностей углубляет сотрудничество в экономике, энергетике, науке. Стратегическое партнерство остается главным ориентиром.
Все это позитивный задел на обозримое будущее независимо от выборов в России и более отдаленных в Германии. Вместе с тем очевидно, что реализация договоренностей подвержена колебаниям, воздействию внутренних и внешних факторов. В этой связи Висбаден оставляет впечатление недосказанности. Особенно в наиболее острых международных вопросах, да и в существенных двусторонних.
Инвестиционный барьер
Один из таких вопросов обрел дополнительную остроту сразу после Висбадена. Речь идет о планируемых в Германии ограничениях для иностранных инвестиций, под которыми прежде всего подразумеваются российские.
Эта тема на саммите затрагивалась. Более того: на межправительственных консультациях именно в позитивном ключе ставилась задача стимуляции инвестиционной активности. Однако немецкая сторона, очевидно, не поделилась с российскими партнерами информацией о том, что вопрос о возможных ограничениях уже перешел из сферы дискуссий в стадию подготовки соответствующих решений.
Как стало известно, проблематикой инвестиционных запретов в Германии занимаются одновременно две рабочие группы. Одна – правительственная в составе представителей министерств финансов и экономики. Другая – партийная под руководством премьер-министра земли Гессен Роланда Коха. Работа группы Коха, который также является одним из заместителей председателя ХДС (то есть Ангелы Меркель), уже завершена. По имеющимся сведениям, «партийная группа» работала в тесном контакте с министерской. Ее результаты будут представлены правлению ХДС.
План Роланда Коха
Подготовленный документ, ставший известным газете «Франкфуртер альгемайне», предусматривает наделение федерального правительства правом запрещать более чем 25-процентное участие иностранного капитала в немецких фирмах. Причем под расплывчатыми предлогами обеспечения «общественной безопасности» страны. Согласно предложениям Коха, иностранный инвестор не обязан, но может обратиться в федеральное правительство за разрешением на заключение сделки. В этом случае ему обещают «быстрое и небюрократическое» решение не позднее двух-трех месяцев. Но если инвестор не обратится в правительство, то сделка окажется в подвешенном состоянии, поскольку в течение трех или четырех лет власти, согласно подготовленному документу, будут иметь возможность запретить ее реализацию.
Все это контрастирует с висбаденскими заверениями Ангелы Меркель в открытости инвестиционного климата в Германии. Роланд Кох заявляет, что «это не протекционистский план, с помощью которого мы хотим исключить иностранных инвесторов». В документе, цитируемом прессой, говорится, что «оборонительные меры должны быть абсолютным исключением». Но одновременно страна должна быть «защищена от инвесторов, не соответствующих национальным интересам», а также от их «нежелательного влияния».
Концепция ХДС идет, по-видимому, несколько дальше, чем диспозиции специалистов Министерства экономики. Их предварительные соображения предусматривают будто бы лишь «минималистское вмешательство» в существующий закон о внешней торговле, по которому правительство может возражать против иностранного участия в фирмах оборонного сектора. Обе рабочие группы отказались от определения важных отраслей, в которых правительство получит право решения. Предполагается, что это от случая к случаю будет определять министр экономики. Но уже ясно, что число отраслей, связанных с трудностями для иностранных инвесторов, увеличится. Сообщается также, что федеральное правительство намерено принять решение по инвестиционной проблематике еще до Рождества.
Россия в документе Коха конкретно не называется. Однако ряд других политиков едва ли не каждый день заявляют об угрозе «агрессивной скупки» Россией немецких предприятий, и не скрывают, что ожидаемые решения во многом направлены на осложнение условий именно для российского бизнеса в Германии.
Сверка часов
В ходе висбаденских переговоров стороны обсудили актуальные международные проблемы и конфликты. Но в целом остались на прежних позициях. Прежде всего это касается Косово, Ирана, ДОВСЕ, ПРО.
Становится все заметнее, что на внешнеполитическом поведении Берлина сказывается состояние партнеров «большой коалиции». Их уже занимает мысль о выборах 2009 года. Ответственность за внешнюю политику правительства вроде бы несут социал-демократы, представленные главой МИДа Франком-Вальтером Штайнмайером. Но именно Ангела Меркель значительно прибавила в популярности, председательствуя в Евросоюзе и «большой восьмерке». Используя это в своих предвыборных калькуляциях, влиятельные круги ХДС/ХСС стремятся к размежеванию с СДПГ и по вопросам внешней политики.
Прежде всего это относится к отношениям с Россией. Понятно, что российско-германское экономическое партнерство они принимают. Но не без напоминаний об «энергетической экспансии» Москвы. И так «по всем азимутам». Комментируя висбаденский саммит, председатель внешнеполитического комитета Бундестага Рупрехт Поленц (кстати, видный деятель ХДС заявил, что Путин преследует в международной области стратегию, «с помощью которой во всех возможных углах и концах возникают новые противоречия», а в самой России царит «климат запугивания».
По печальному свидетельству немецкого сопредседателя «Петербургского диалога» Лотара де Мезьера, в Германии рисуют слишком негативную картину России и в отношении нее почти не осталось области без «скептических комментариев».
Фактор Москвы
Председательствуя в ЕС и «восьмерке», Ангела Меркель, несомненно, обрела в этом году большой вкус к внешней политике. Казалось, что за ней утвердилось лидерство в делах ЕС и решении проблем климата.
Но не все так просто. В вопросах ЕС появился соперник в лице нового французского президента Николя Саркози. Инициатива выхода из конституционного кризиса сообщества путем нового базового договора ЕС принадлежит ему. Берлин столкнулся с конкурентной деятельностью по освобождению осужденных болгарских врачей и сестер в Ливии. В вопросах глобального климата Вашингтон противопоставил бундесканцлерин свою линию. Президент Джордж Буш также не поддержал заявки Германии на статус постоянного члена Совбеза, подтвержденной выступлением Меркель на Генассамблее ООН.
Дистанцирование от Москвы, к которому пытаются подталкивать Германию как некоторые внутренние, так и внешние силы, объективно невыгодно немцам. В перспективе это может ослабить влияние Берлина в международных делах, прежде всего в вопросах европейской безопасности.