В эксклюзивном интервью «НГ» посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Рахманин комментирует ситуацию вокруг ядерной программы КНДР и итоги межкорейского саммита, состоявшегося на прошлой неделе.
– Господин посол, как Россия оценивает итоги последнего раунда шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР, закончившегося 3 октября?
– В Пекине состоялась вторая сессия шестого раунда шестисторонних переговоров, на которой мы обсуждали главную тему – тему денуклеаризации Корейского полуострова. Проходил этот раунд на достаточно благоприятном фоне, поскольку нам удалось в основном выполнить договоренности от 13 февраля.
Были закрыты и опечатаны ядерные объекты КНДР в Йонбене, причем происходило это при участии инспекторов МАГАТЭ. Были также поставлены первые компенсационные партии мазута в качестве помощи Северной Корее. Началось обсуждение возможных последующих шагов в деле денуклеаризации. Кроме того, состоялись важные контакты на двустороннем уровне между США и КНДР, а также КНДР и Японией. Под председательством России прошли два заседания рабочей группы по механизму мира и безопасности Северо-Восточной Азии, в которой мы председательствуем. Непосредственно перед последней сессией переговоров группа ядерных специалистов побывала в Йонбене и осмотрела расположенные там объекты. Следующий этап – выведение этих объектов из строя. Группа докладывала нам на раунде об итогах поездки, и мы подробно обсудили этот вопрос.
Сейчас мы вошли на, так сказать, новую территорию. Ведь до сих пор выведения из строя ядерных объектов не производилось. Поэтому мы оказываемся на более сложном этапе. И тем важнее результат последней встречи, по итогам которой было принято совместное заявление всех шести сторон.
– В чем сложность этого этапа?
– Особенность нового этапа сразу в нескольких моментах. Во-первых, каждой их шести участвующих в процессе стран необходимо прийти к компромиссному решению. А второй аспект – это то, что подход к переговорам, главной целью которых является проверяемая денуклеаризация Корейского полуострова, комплексный. Мы работам сразу по ряду направлений. Это и ядерные вопросы, и вопросы нормализации двусторонних отношений ряда участников, и экономическая помощь, и перспективы развития региона, а также безопасность и мир во всей Северо-Восточной Азии. Только таким комплексным пакетом можно добиться главной цели, которую мы перед собой ставим.
Сложности, с которыми мы сталкиваемся, связаны с многосторонностью этого процесса, с тем, что поставленные вопросы ранее не обсуждались. Они связаны и с техническими аспектами, потому что выведение из рабочего состояния ядерных объектов – дело крайне непростое и требует серьезной экспертной проработки.
Однако преувеличивать масштаб этих сложностей не стоит. Их следует осознавать, решать путем консультаций, выходя на общие позиции, и двигаться вперед.
– Что значит «вывести ядерные объекты из рабочего состояния»? Ведь государства, вовлеченные в этот процесс, могут вкладывать разный смысл в эти слова.
– Это тоже является предметом договоренностей, о которых идет речь. Существует английское слово disablement, которые мы переводим как выведение из рабочего состояния. То есть это не подразумевает полное разрушение этого объекта (dismantlement). Это некий промежуточный этап, который будет вести – по мере установления доверия, по мере улучшения обстановки между всеми государствами – к следующему этапу. По крайней мере мы преследуем именно такую цель.
– Есть ли взаимопонимание между странами относительно того, что считать «выведением из рабочего состояния»?
– Да, мы уже значительно ближе к нему, чем были раньше. Задача disablement была поставлена еще 13 февраля. Но, как вы помните, тогда все затормозилось из-за невозможности решить вопрос с северокорейскими деньгами, попавшими под американские санкции. Эта «незапланированная» пауза дала возможность экспертам посерьезнее взглянуть на те технические особенности, с которыми мы имеем дело. Объекты в Йонбене в сентябре осмотрела группа экспертов, в которую вошли представители США, России и Китая. Сейчас готовится еще одна такая миссия.
– На прошлой неделе в Пхеньяне состоялся саммит между двумя Кореями, по итогам которого была принята важная декларация. Создается впечатление, что процесс потепления отношений между Пхеньяном и Сеулом возобновляется. Как достигнутые на этом саммите договоренности могут способствовать денуклеаризации полуострова?
– Как я уже говорил, процесс шестисторонних переговоров комплексный. И безусловно, улучшение отношений между Севером и Югом будет играть позитивную роль в дальнейших переговорах. Равно как и прогресс в шестисторонних переговорах влияет на отношения между Севером и Югом. Мы считаем достигнутые договоренности между Сеулом и Пхеньяном очень важными. Знаем, что межкорейские контакты не всегда идут просто. Но исходим из того, что судьба Корейского полуострова должна решаться в первую очередь самими корейцами. Поэтому общение между лидерами двух частей этого полуострова важно не только для Севера и Юга, но и для всей Северо-Восточной Азии.
– Можем ли мы говорить о том, что снижается угроза силового решения северокорейской проблемы?
– Холод недавнего прошлого в отношениях между двумя частями Корейского полуострова и государствами Северо-Восточной Азии, конечно, не способствовал стабилизации обстановки. Россия, расположенная в регионе, хорошо видит те динамичные экономические процессы, которые происходят там последние годы, активно подключается к ним и заинтересована в региональной стабильности и процветании. Ситуация в Северо-Восточной Азии сейчас выходит на положительный алгоритм.
В то же время нельзя забывать, что история конфликта, история проблемы – очень давняя. В регионе никогда не было коллективной или многосторонней структуры безопасности. Все гарантии безопасности предоставлялись в основном в двустороннем формате. Разделение Кореи является результатом блокового противостояния второй половины прошлого века. Поэтому сейчас, если говорить очень амбициозно и, может быть, с определенным налетом романтики, мы действительно пытаемся создать в Северо-Восточной Азии сообщество, в котором взаимодействие всех будет приносить пользу каждому. Пытаемся сконцентрироваться на позитивных моментах, на областях, где мы можем достичь договоренности, не фокусируясь только на старых проблемах.
– США не предпримут силовой операции против КНДР? Вашингтон готов урегулировать отношения с Пхеньяном?
– Мы видим, что прогрессу на шестисторонних переговорах очень способствуют двусторонние контакты США и КНДР, линия Вашингтона на дипломатическое разрешение конфликта. И это действительно важно. Других путей решения проблемы Корейского полуострова, кроме многостороннего конструктивного взаимодействия, нет.