Последние недели предвыборной кампании запомнились украинцам курьезом. Лидер оппозиции Юлия Тимошенко обратилась к президенту Виктору Ющенко с пламенной просьбой остановить действия правительства, которое выбросило на рынок крупу, муку, сахар и другие продукты из госрезерва. В этом Тимошенко увидела угрозу национальной безопасности, ведь на черный день в стране может не остаться запасов продовольствия. Если оставить без внимания предвыборный характер подобных заявлений, то в целом опасения лидера оппозиции вполне оправданны. Экономисты подтверждают, что Украина находится на грани сложного и опасного кризисами периода. Урегулировать ситуацию придется новому премьер-министру.
В этом году, как свидетельствуют официально обнародованные данные Межгосударственного статистического комитета СНГ, Украина стала явно отставать по экономическим показателям от соседей. Если рост ВВП в Содружестве в среднем составил в первом полугодии 9,5%, то украинский показатель – 7,7%. Инфляция в СНГ в среднем равнялась 9%, на Украине – 11%. Эксперты Центра экономических и политических исследований им. Разумкова пояснили «НГ», что причина отставания в показателях кроется, во-первых, в повышении цен на газ до 135 долл. за 1 тыс. кубометров; во-вторых – в политической нестабильности, что снижает инвестиционную привлекательность страны и приводит к оттоку денег за рубеж.
Премьер-министр Виктор Янукович, находящийся в предвыборном отпуске, в качестве лидера Партии регионов ездит по украинским городам и селам и лично поясняет гражданам: «Вся дестабилизация идет от оранжевой команды. Они хотят поставить всю Украину на колени и потом распродать все, но не украинцам». Янукович обвиняет своих противников в том, что те, придя к власти в 2004-м, «убили экономику страны, снизили социальные стандарты жизни людей, создали энергетический кризис, проблемы с газом», и только правительство Партии регионов «начало наводить порядок». Заменяющий главу правительства первый вице-премьер Николай Азаров в Киеве вторит своему начальнику: «Однозначно это именно они (оранжевые силы. – «НГ») спровоцировали рост цен в стране». Он объяснил и механизм вредительства: «Если каждый день с экранов телевизоров всей стране рассказывать, что мясо должно стоить 40 гривен, а в большинстве регионов оно стоит меньше, то рано или поздно производитель мяса будет поднимать цену».
Дело, видимо, не только в предвыборной рекламе. Еще летом, по данным Центра им. Разумкова, около 60% украинских граждан самой острой и важной для них проблемой назвали инфляцию. Министр экономики Анатолий Кинах признал, что в первом полугодии рост индекса промышленных цен составил 11%, опередив запланированный правительством среднегодовой показатель.
Недавно совет Национального банка выразил сомнение в возможности удержать утвержденный правительством среднегодовой уровень инфляции в рамках 7,5%. Глава совета Нацбанка Петр Порошенко заявил также о возможности «инфляционного взрыва» в конце года.
По законам предвыборного жанра все основные политические силы обнародовали свои экономические программы, наперебой обещая избирателям повышение уровня жизни: рост зарплат, пенсий, стипендий, социальных пособий в несколько раз, снижение темпов инфляции до 5, а то и 3% в год и т.п. Однако сами участники кампании, критикуя друг друга, тем самым подтверждают, что чуда не произойдет: экономику ждут сложные времена, которые не способствуют проявлению правительственной заботы о населении.
Приток иностранных инвестиций в украинскую экономику, ожидавшийся на уровне 3–4 млрд. долл. в этом году, тормозится политической нестабильностью. По этой же причине фактически парализован процесс приватизации, программа которой выполнена примерно на 10%. Налоговое давление по-прежнему держит едва ли не половину украинской экономики в тени, а другая половина замерла в ожидании новых цен на газ – если они превысят уровень в 180 долл. за 1 тыс. кубометров, то промышленность станет нерентабельной. Даже министр экономики Анатолий Кинах на днях вынужден был признать, что предвыборные обещания ничего не стоят: «Если Украина будет развиваться с такими темпами роста ВВП – в среднем 6–7% в год, – то нам понадобится около 20 лет, что выйти на уровень стран Евросоюза».