Напасть дорожающего хлеба, обрушившаяся на Россию в последние полгода, не минула и Европу. Цены на зерно уже достигли здесь исторических рекордов, а его запасы продолжают истощаться. Ситуация настолько серьезна, что 13 сентября Еврокомиссия сняла запрет на возделывание 10% сельхозугодий, которые европейские фермеры обязаны были ежегодно оставлять под паром.
Ценовая лихорадка реанимировала интерес к реформе главного интеграционного инструмента ЕС – единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). В 2003 году в процессе пересмотра параметров ЕСП французскому президенту Жаку Шираку удалось добиться сохранения нынешних уровней и крайне выгодного для Франции принципа распределения сельхозсубсидий вплоть до 2014 года. Однако 11 сентября на животноводческой выставке в Ренне новый президент Николя Саркози неожиданно заявил о том, что намерен поставить на обсуждение свои предложения по финансированию ЕСП уже во второй половине 2008 года во время председательства Франции в ЕС. Первая тема французской повестки дня для Европы, похоже, досрочно определена.
Этой новости немало обрадовались в Брюсселе. Но еще больший оптимизм она вызвала в Лондоне, который со времен Маргарет Тэтчер пытается платить в бюджет ЕС меньше, а субсидий получать больше. Новый британский премьер Гордон Браун также имеет далеко идущие планы в отношении ЕСП: еще в 2005 году он выступил с докладом «Стратегия для единой сельскохозяйственной политики», в котором предложил перекроить ее в соответствии с принципами laissez-faire.
Очевидно, что контуры обновленной сельскохозяйственной политики ЕС закладываются уже сегодня, равно как и точки будущего противостояния между двумя полярными видениями европейского села.
Один полюс представлен Францией (к ней примыкают другие крупные бенефициары – Испания, Португалия, Ирландия), которая благодаря ЕСП стала крупнейшим производителем и экспортером сельхозпродукции в Европе. На долю сельского хозяйства Франции приходится 2,8% ВВП, в отрасли заняты 3,7% от числа занятых; страна полностью обеспечивает себя продовольствием и экспортирует его на 34, 6 млрд. евро в год.
На другом полюсе – Великобритания, выступающая за сокращение бюджета ЕСП, подчинение этой политики рыночным принципам и допуск на сельскохозяйственный рынок ЕС зарубежных производителей. Ее позицию легко объяснить: для страны, которая не способна обеспечить себя продовольствием (Англия производит лишь 80% потребляемого мяса), покупать продукты в странах третьего мира дешевле, чем дотировать малоэффективных и низкопроизводительных фермеров.
Впрочем, частично реформа уже состоялась. В условиях, когда главная цель ЕСП – самообеспеченность Европы продовольствием – достигнута (для примера, в 1960 году Европа «шести» обеспечивала себя зерном на 90% и говядиной на 92%, в 1993 году - на 133% и 108%, а в 2003 - после начала реформ - на 116% и 109% соответственно), европейцы озаботились масштабами издержек – массовым перепроизводством, интенсивностью земледелия, экологическими рисками. Наконец, важным фактором недовольства была цена ЕСП, которую европейцам приходится оплачивать из собственного кармана или вписывать в налоговые платежи.
На протяжении десятилетий европейцы дотировали своих фермеров, чтобы те производили больше молока, мяса, зерна. В конце 60-х годов европейские цены на масло превышали среднемировые в пять раз, а на биржевой товар – зерно – в два раза. Излишки производства европейцы выкупали по тем же высоким ценам или доплачивали своим производителям, пожелавшим сбыть продукцию за границей, разницу между внутриевропейской и экспортной ценой.
Франция изначально была главным противником реформы ЕСП. Однако под давлением остальных она была вынуждена согласиться на отмену прямых субсидий, увязанных с объемом производства. Но далее этого Ширак не пошел, подтвердив репутацию убежденного голлиста и отстояв бюджет ЕСП на 2007–2013 годы, в котором финансовый потолок для Франции колеблется от 7,2 до 8,1 млрд. евро, что почти в два (!) раза больше доходов следующего за ней получателя, Испании. В принципе правительства могут продолжать выплачивать прямую помощь вплоть до 2012 года, но ее размер постепенно сокращается, а условия предоставления ужесточаются. Сэкономленные деньги распределяются между государствами на цели развития села, при этом каждое государство должно получить обратно не менее 80% сбереженных средств.
Недавние заявления Саркози принципиально не меняют позиции Франции. К тому же объявленные им цели – продовольственная безопасность и мировое продовольственное равновесие – мало совместимы друг с другом, а борьба с изменением климата, которую он также включил в число приоритетов, отойдет на второй план в случае угрозы национальным производителям. Наибольшую угрозу для них как раз представляют задачи, поставленные Гордоном Брауном. Он, напомним, призвал Еврокомиссию снизить заградительные пошлины на сельхозпродукцию третьих стран до уровня промышленных товаров (около 4% вместо 20–70%), отменить практику установления высоких закупочных цен и опустить долю ЕСП в общем бюджете ЕС ниже уровня в 32% совокупных расходов (которого предполагается достичь к 2014 году).
Однако второй этап реформы обещает быть более трудным, чем первый. После 2013 года бюджет ЕСП будет сокращен на треть, и за его «справедливое» распределение может разгореться настоящая дипломатическая война.