В ночь на 1 октября, когда начнется подсчет голосов по выборам в Верховную Раду, Российско-украинский информационный центр организует телевизионный круглый стол «Русский взгляд на украинские выборы». Сами организаторы признают: уникальность нынешней предвыборной кампании заключается в том, что в ней отсутствовал так называемый российский фактор. Россия впервые за все годы украинской независимости не проявила никакой заинтересованности в вопросе формирования соседями нового парламента и правительства.
Как отмечает директор Международного института демократии Сергей Таран, украинские политики традиционно продолжали ожидать «сигналов из Москвы». «На Украине нет ни одной политической партии, которая бы так или иначе не использовала российскую карту – с положительным или отрицательным акцентом», – отметил эксперт. Даже теперь, когда стало очевидно, что Россия отказалась делать ставки в украинской избирательной кампании, лидеры предвыборной гонки ожидают, что стратегический партнер выразит свое мнение после выборов. Москва решила влиять на победителей, а не на кандидатов, полагает политолог Владимир Горбач.
Как считают украинские эксперты, одной из главных причин прохладного отношения России к украинским выборам стало разочарование прежними фаворитами. «Янукович – слабак в глазах Путина», – уверен политолог Вадим Карасев. И поясняет, что у главы правительства было достаточно возможностей, чтобы за полтора года работы внести в повестку дня Верховной Рады вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного, но Партия регионов в очередной раз использовала проблему в своей предвыборной кампании. Ничего не сделали и социалисты, хотя лидер их партии Александр Мороз был председателем прежнего состава парламента, а один из влиятельных членов Соцпартии Василий Волга накануне выборов признал: «До момента прихода Ющенко к власти 36% населения Украины хотели тех или иных союзов с РФ, а через два года «царствования» Ющенко – уже 55%». Все политические силы ориентируются на сближение с Западом, уверены эксперты. Так, на выборах 2007 года на Украину впервые не были приглашены российские политтехнологи. «У украинских партий интерес именно к западным политтехнологиям, хотя эффективность российских – такая же», – говорит Сергей Таран. Дело в том, что все политические силы Украины хотят выглядеть по-европейски.
Директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин уверен, что самоустранение России имеет гораздо более глубокие корни. «Наши страны прошли ту точку, после которой направления развития стали существенно отличаться. Россия и Украина строят совершенно разные политические, социальные и общественные структуры... В России – «номенклатурный капитализм» с явными элементами монархии, на Украине – «неофеодализм». Означает ли это, что российский фактор навсегда исчез из украинской политики, рассказали «НГ» влиятельные украинские политологи.
Владимир Фесенко, председатель правления центра прикладных политических исследований «Пента»
Я бы не сбрасывал со счетов Россию как фактор влияния на ситуацию на Украине. Однако само это влияние имеет три измерения. На выборах в этом году нет только одного из них – прямого вмешательства в избирательный процесс, грубого давления на власть и общество посредством экономических, энергетических, дипломатических инструментов.
Зато два других измерения влияния вполне очевидны. Первое – информационная политика. Следует учитывать, что 17% украинского населения составляют этнические русские, более трети граждан – русскоязычные. Из этого следует, что значительная часть украинских избирателей находятся в российском информационном пространстве, и российское телевидение, не жалующее оранжевых, косвенно влияет на их выбор. Второе – укоренившиеся представления украинских политиков о том, что все их шаги нужно если не согласовывать или сверять с Россией, то делать с оглядкой на нее.
Между тем российские политики и журналисты признают, что Украина становится все менее интересной темой. Россия вышла на совершенно другой геополитический уровень, вошла во вкус «большой игры» с крупными мировыми игроками. В этих раскладах Украина отошла на второй, если не на третий план. Если она кого-то в России и интересует, то не политиков, а только бизнесменов.
Константин Бондаренко, директор Киевского института проблем управления имени Горшенина
Россия не оказала на украинские выборы никакого заметного влияния, потому что занята своими выборами. К тому же изменилась концепция российской политики в СНГ. Если раньше Москва делала ставку на усиление своего влияния в Содружестве, что придавало ей вес в глазах Запада, то теперь Запад и без того считается с Россией – она стала активным участником тихоокеанских проектов, Шанхайской организации сотрудничества.
Живой интерес России к Украине могут вызвать только две вещи – контроль над газотранспортной системой и блокирование вступления в НАТО. Но из-за этих двух пунктов никто в России уже не делает ставку на того или иного украинского политика или партию. Прежние «протеже» доказали, что, придя к власти, отстаивают свои политические и бизнес-интересы и, если нужно, действуют в ущерб своим покровителям. В России, вероятно, осознали, что помогать украинским политикам прийти к власти – напрасный труд и бессмысленная трата денег и сил.
Андрей Ермолаев, директор центра социальных исследований «София»
Я считаю, что Россия оказала существенное влияние на украинские выборы, но оно не было привычным, не выглядело как прямое вмешательство или грубый диктат. На этих выборах со стороны России был продемонстрирован гораздо более грамотный подход.
Помните, в июле Москва выразила мягкую поддержку действиям Виктора Ющенко? Это произошло потому, что российской власти выгоден нынешний политический кризис на Украине. Хочу подчеркнуть – выгоден вялотекущий кризис, мутная ситуация неопределенности, а не гражданская война с разделением на восточную и западную части страны и установление диктатуры.
Борьба разных центров власти на Украине позволяет российскому крупному бизнесу реализовать свои долгосрочные и не всегда прозрачные проекты. Ведь если бы не кризис и досрочные выборы, чем занималась бы сейчас украинская власть? Подготовкой к вступлению в ВТО, разработкой законов о рынке земли, инвестиционными программами, приватизацией. А так – до экономики руки не доходят.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Российский фактор в украинских выборах – это миф, легенда. Даже в избирательной кампании 2004 года, в разгар борьбы между Ющенко и Януковичем, Россия не оказала влияния на разрешение ситуации. Скорее нужно говорить о «факторе Запада», ведь именно посланцы ЕС принимали непосредственное участие в разработке документов по урегулированию ситуации, а представитель РФ Борис Грызлов выступил тогда в качестве статиста, наблюдателя. Российские политтехнологи? Они, конечно, раньше работали на Украине, но выполняли не заказ своего государства, а только работу, за которую платили хорошие деньги. Я знаком с американцами, которые делают предвыборную кампанию для украинской политической силы, выступающей с антиамериканскими лозунгами. Это просто работа. По каким причинам украинские партии переориентировались на сотрудничество с западными PR-специалистами – это отдельный вопрос, никак не связанный с политикой России.
Утверждаю, что в нынешней избирательной кампании не было даже символического присутствия России. Думаю, одной из причин стало приближение российских выборов. Но главное – в Москве поняли, что время уже упущено. Чтобы полноценно влиять на ситуацию на Украине, нужно было лет 10 тому назад внедрять своих агентов влияния, работать с олигархами, создавать общественные организации и т.п. За один день не наверстать упущенное, а на стратегические планы у российских политиков уже нет времени. Да и интереса.
Киев