Пан Ги Мун начал новый политический сезон с посещения Дарфура.
Фото Reuters
Через считанные дни начнет свою работу 62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. В Нью-Йорке соберутся десятки глав государств, правительств, руководителей внешнеполитических ведомств. Откроется новый сезон международной жизни.
Одним из кульминационных моментов сессии станет первое развернутое обращение к мировому сообществу нового Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Этого выступления ждут. Оно должно показать, какой политической философии Генсек намерен следовать в том, что касается роли ООН в международных делах, многосторонней дипломатии в целом, а также в решении современных проблем и в противодействии новым угрозам и вызовам.
Восемь месяцев его деятельности на 38-м этаже штаб-квартиры ООН уже дали повод для целого ряда оценок и прогнозов, особенно в средствах массовой информации. Отмечается, что этому осторожному кабинетному работнику надо смелее брать на себя лидирующую роль. Скептики иронизируют, что в отличие от предшествовавшего Генерального секретаря Кофи Аннана он не столько генеральный, сколько секретарь. Некоторые приписывают ему приверженность исключительно англосаксонской школе политической мысли и даже считают его находящимся под американским влиянием. Думается, что было бы преждевременно делать такие оценки.
Очевидно, что Пан Ги Мун стал Генеральным секретарем ООН в непростое для организации время. Перед ним стоят задачи, предусматривающие в первую очередь продолжение начатых Аннаном масштабных реформ ООН, дополнение их собственным видением предстоящих преобразований, актуализацию деятельности ООН и оптимизацию структуры ее секретариата. В России уже смогли отметить настроенность Генсека на практическую работу, повышение эффективности деятельности секретариата и Организации в целом. Однако, сосредоточившись на этих преобразованиях, не следует забывать о сохранении межгосударственной природы ООН и значимости той роли, которую играют в этих процессах сами государства-члены.
В частности, новый Генсек выступил с далеко идущими предложениями по реформированию структуры секретариата Организации. В них речь идет о разделении Департамента по операциям по поддержанию мира (ДОПМ) на два самостоятельных подразделения – по операциям и по их материально-техническому обеспечению, а также о преобразовании Департамента по вопросам разоружения в офис. Генассамблея в знак уважения полномочий Генсека как главного административного должностного лица Организации дала принципиальное согласие на такую реформу, оговорив при этом необходимость согласования всех деталей новых предложений, касающихся реформирования, через межправительственные механизмы. Россия намерена придерживаться такого понимания.
Необходимо отметить, что указанные инициативы были неоднозначно встречены государствами – членами ООН. Ведь, скажем, реформа Департамента по операциям по поддержанию мира приведет к дополнительным расходам, «добавленная стоимость» которых пока неочевидна. Ожидается перераспределение политических функций между ДОПМ и Департаментом по политическим вопросам, а это не получило пока должного обоснования и воспринимается с настороженностью. Что касается офиса по разоружению, то преобразование в него соответствующего департамента рассматривается многими как свидетельство снижения внимания к этому направлению ооновской деятельности, совпадающего, кстати, с подходами Вашингтона.
При рассмотрении большинства политических вопросов, стоящих перед всемирной Организацией, Генсек призван прислушиваться ко всем признаваемым в международном сообществе оценкам. Исходя из этого Пан Ги Мун и старается проводить на ближневосточном направлении сбалансированную линию, не обостряя антагонизм между сторонами, задействованными в конфликте. Ожидаем, что он не снизит роли ООН в работе «квартета» международных посредников. Что касается положения дел в Ираке, задача Генсека состоит в том, чтобы в соответствии с последними решениями СБ ООН активизировать участие ООН в политическом урегулировании и стабилизации ситуации. На африканском направлении Генсек повышенное внимание уделяет кризису в суданской провинции Дарфур. Он активно подключился к усилиям по развертыванию совместной операции ООН и Афросоюза в этой части Судана.
Вместе с тем фактом является и то, что в аналитических разработках Секретариата ООН, в докладах и высказываниях Пан Ги Муна по проблематике косовского урегулирования представлена лишь та позиция, которая предусматривает поддержку пресловутого «плана Ахтисаари», нацеленного на ускоренную суверенизацию края, и как следствие этого на его отделение в качестве независимого государства в нарушение норм международного права и решений СБ ООН. Как известно, с такого рода политической философией Россия не согласна. Мы убеждены, что роль секретариата должна заключаться в содействии переговорному процессу, предупреждению действий, способных вызвать новый открытый кризис по данной проблеме.
Пан Ги Муну еще предстоит проявить себя в таких областях международной политики, как содействие международному развитию, права человека, изменение климата, реформа управления Организацией, повышение эффективности работы сотрудников секретариата и т.д. Все это потребует немало времени и накопления соответствующего опыта. В России это понимают, внимательно следят за деятельностью нового Генсека и готовы развивать с ним конструктивное сотрудничество, а при необходимости и оказывать помощь.