Юлия Тимошенко напрямую не участвовала в противостоянии президента и премьера.
Фото Reuters
Позиционное противостояние
В ходе нынешнего политического кризиса расстановка сил существенно изменилась. Усилилось влияние президента, непосредственно контролирующего исполнительную вертикаль (областные и районные государственные администрации) и все силовые структуры, кроме МВД. Виктор Ющенко при помощи своих указов произвольно включает действие любой статьи Конституции, закона или нормативного акта. Секретариат президента сумел сорвать принятие парламентом законодательства, фиксирующего результаты конституционной реформы и дальнейшее перераспределение полномочий в пользу правительства и парламента. Перехвачена политическая инициатива, заявлены планы пересмотра Конституции и расширения президентских полномочий. Однако при том, что президент открыто заявляет о скором возврате пропрезидентских сил к власти, ситуация выглядит не столь определенной и однозначной.
Главным фактором непредсказуемости остаются результаты голосования 30 сентября, а также возможности их признания или непризнания со стороны секретариата президента, иностранных наблюдателей и основных участников предвыборной гонки. Хотя с точки зрения секретариата президента Партия регионов считается главным политическим противником, а БЮТ – основным союзником, противоречия между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко остаются острыми. По социологическим опросам, если Тимошенко будет участвовать в следующих президентских выборах, у Ющенко практически нет шансов пройти во второй тур голосования. Эти противоречия тем более наглядны, если принять во внимание жесткую предвыборную конкуренцию между БЮТ и НУНС за симпатии идентичных групп избирателей.
В последнее время со стороны европейских политических кругов все чаще высказываются рекомендации сформировать после выборов оранжево-синий правительственный симбиоз, который мог бы обеспечить длительную политическую стабильность и предотвратить использование технологий Майдана для обеспечения представительства различных группировок во власти. В этом случае Украина перестает быть причиной головной боли, превращаясь в лояльную зону преимущественно европейского влияния. Но даже в случае нормализации политической обстановки Брюссель не готов пойти на что-то большее, чем включение Украины в сферу «обслуживающей» ЕС полупериферии в рамках Европейской политики добрососедства. Речь не идет об уступках. Россия программу добрососедства категорически отвергла, Белоруссия буксует. В итоге без Украины эта европейская программа теряет смысл, ограничиваясь странами Средиземноморья и Южного Кавказа.
На Украине досрочные выборы проводятся впервые. Причем избиратели не только изрядно политизированы, но и порядком устали от политики, будоражащей их воображение в течение последних 6–7 лет. Учитывая политическую усталость, главной технологической целью основных партий и блоков становятся мобилизация граждан и повышение их активности. В особенности это касается регионов юго-востока, в которых численность избирателей на одном участке примерно вдвое превышает аналогичные средние показатели для сельских округов запада страны. Иными словами, для того чтобы реализовать или подтвердить свой выбор, жителям крупных городов юго-востока придется отстоять по 2–3 часа в очередях к избирательным урнам. И вряд ли современный человек согласится на такие неудобства, если он не считает акт голосования принципиально влияющим на условия его жизни. Что касается пожилых людей (вовсе не обязательно инвалидов), пребывание в течение нескольких часов в давке, в очереди или в душном помещении требует присутствия сопровождающих и представляет опасность для их здоровья и даже жизни.
Перспективы «донецких»
В целом участники избирательной кампании малоубедительны. Партия регионов, растворившись в правительстве, по сути, утратила свои политические функции. «Донецкие» научились неплохо руководить бизнесом, но так и не поняли важности политических методов работы, без которых политическая партия теряет поддержку в обществе. Пообещав более высокие ставки зарплат и пособий, правительство сумело перебить аналогичные обещания президента. Однако этого явно недостаточно для организации массового энтузиазма.
Что касается негатива, правительству ставится в упрек отсрочка переговоров с Россией о ценах на поставки газа в 2008 году. Массовые задержки с выплатой НДС по экспортным операциям вызвали серьезный конфликт с не представленными в правительстве промышленно-финансовыми группами. Ослаблена или потеряна поддержка региональных элит, отсутствуют серьезные политические инициативы, растрачен позитивный эффект, вызванный объединением родственных партий, влившихся в ПР перед выборами 2006 года. Даже в тех случаях, когда правительство действовало вполне рационально, его аппарат не находил возможности публично объяснить свои действия и планы.
Что касается послевыборных раскладов, если оппозиция в составе БЮТ и НУНС (по официальным итогам выборов) получит абсолютное большинство, перспективы Партии регионов войти в состав правительства равны нулю. Оппоненты однозначно используют все возможные методы и инструменты для дискредитации Виктора Януковича и его министров, включая уголовное преследование.
Тимошенко сменила имидж
Наибольшую активность проявляет Блок Юлии Тимошенко. В ходе кампании предпринята попытка привлечь более образованную и культурную часть общества с помощью очередной рекламной программы «Украинский прорыв». Программа явно сырая, но сама идея интересна, поскольку ставит целью привлечь активных и мыслящих людей. Юлия Тимошенко изменила имидж, отказавшись от прокурорского тона и выступая то в роли учительницы, то в роли топ-модели в полумаске или леди-байкера (как на обложках ученических дневников, бесплатный тираж которых разослан по школам). Несмотря на нереалистичность проведения одновременно с выборами 30 сентября инициированного БЮТ референдума по новой Конституции, блок начал сбор подписей граждан. Применяемая технология позволяет максимально активизировать потенциальных сторонников, получить их адреса и обеспечить приемлемую форму для активной агитации. Выигрышным для БЮТ моментом является формальное неучастие самой Юлии Тимошенко в действиях президента и парламентской коалиции в ходе кризиса. Исходя их этого, БЮТ позиционируется как «третья сила» – некая альтернативная постмодернистская группа, оперирующая иррациональными импульсами. Главный лозунг – «верю Ю» (то есть госпоже Тимошенко). Этот главный момент, на котором строится кампания БЮТ, является довольно уязвимым – ввиду дефицита известных и узнаваемых лидеров.
Президента лишили эксклюзива
Блок «Наша Украина – Народная самооборона» – явное детище секретариата президента. Проект слишком сырой и слабо организованный, полностью зависящий от президентской исполнительной вертикали в областях и районах. При содействии назначенных президентом губернаторов и глав районов блок может активно использовать «административный ресурс». В политическом плане НУНС оказался между двух огней, конкурируя с правительственной коалицией в социальных вопросах, и с БЮТ – в борьбе за симпатии оранжевых избирателей. Созыв сессии парламента 4 сентября, на которой депутаты партий правительственного большинства проголосовали за закон об отмене депутатских льгот и приняли в первом чтении поправки к Конституции, отменяющие иммунитет не только депутатов, но и президента, нанес сокрушительный удар по предвыборным лозунгам НУНС. По крайней мере теперь им придется перестраивать кампанию, поскольку в их запасе не осталось ничего уникального и эксклюзивного.
Правовая неразбериха
Выборы проводятся в условиях систематического нарушения основных конституционно-правовых норм и дисбаланса полномочий всех ветвей власти. Фактически недееспособен Конституционный суд, дискредитированы суды и судьи, президент и оппозиция не признают полномочий парламента, который «президентская рать» именует не иначе, как «Верховной зРадой» («зрада» по-украински означает «предательство»). Напрашивается аналогия с похожими ситуациями хаоса из учебников истории, когда политическая усталость нации и неразрешимость внутренних проблем становились предпосылкой для введения авторитарных диктатур – от Наполеона ╡╡╡ до Аугусто Пиночета.
Президент Ющенко явно не намерен блюсти компромисс, заключенный 27 мая с премьер-министром Януковичем и спикером парламента Александром Морозом. Предприняты попытки изменить нормы, по которым проводятся досрочные выборы. Для начала 27 августа президент Ющенко обратился в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционности ряда положений закона о выборах, принятого на «санкционированном» президентом (несмотря на подписанные им ранее запретительные указы) заседании парламента 1 июня. Затем, 30 августа, президент остановил другим своим указом действие постановления правительства «Об усовершенствовании системы учета граждан». Смысл этих действий президента очевиден. Это делается для того, чтобы снять контроль за численностью избирателей, в первую очередь в западных областях, где, по официальным данным, явка на выборах иногда достигает 90–95%. И это при том, что во многих населенных пунктах чуть ли не половина взрослого населения находится на заработках за границей.
Итоги предстоящих выборов уже оспаривают
Сам процесс подведения итогов выборов в условиях конституционно-правовой неразберихи, разумеется, если они не будут сорваны, обещает быть весьма интересным. Не исключены попытки аннулировать результаты голосования в отдельных округах и даже областях. Настораживает тот факт, что о возможных фальсификациях выборов заговорили не только представители НУНС, которые не раз спекулировали на теме «украденной» победы, но также БЮТ и функционеры западных организаций, наблюдающих за выборами. 27 августа представитель наблюдательной миссии Национального демократического института США заявил о «регрессе» в украинском избирательном законодательстве, поскольку оно разрешает голосование на дому и вводит регистрацию избирателей, которые выезжают за пределы страны. В этом смысле показательно, что посол США Уильям Тейлор предостерег относительно непрозрачности выборов и потребовал, чтобы правительство отменило квотирование экспорта зерна.
Предсказуемые последствия
Хотя прогнозировать развитие ситуации после выборов преждевременно, некоторые тенденции достаточно очевидны.
1. Получение БЮТ и НУНС абсолютного большинства мест в парламенте означает формирование правительства во главе с Юлией Тимошенко с последующими весьма сложными отношениями между премьером и президентом, касающимися распределения сфер влияния и ответственности.
2. Если у БЮТ и НУНС не хватит голосов для формирования парламентского большинства, Партия регионов сохранит статус крупнейшей фракции и премьерства Виктора Януковича избежать не удастся, в аппарате президента подготовлен план, согласно которому новому составу парламента будет предложено (еще до утверждения кандидатуры премьер-министра) принять пакет законов о кабинете министров, о местных госадминистрациях и о местном самоуправлении, которые сохранят административную вертикаль в руках президента и зафиксируют подчиненный статус правительства.
3. Если результаты выборов не удовлетворят секретариат президента – к примеру, если показатели НУНС окажутся слишком низкими или если в парламент пройдут партии, с которыми Партия регионов сможет сформировать правительственную коалицию без участия НУНС, – со стороны аппарата президента нельзя исключать попыток ввести не предусматриваемый Конституцией режим «прямого» президентского правления.
4. Не исключено, что подведение результатов выборов будет признано технически невозможным или же результаты выборов будут аннулированы. В этих условиях секретариат президента может отважиться на более длительный «бесконституционный» способ правления, мотивируя его необходимостью предотвращения хаоса в стране. В таком случае попытка перетасовки структур власти может сопровождаться силовыми санкциями в отношении нынешнего, «короткого» по срокам и усеченного по количественному составу украинского парламента, прекращением полномочий отдельных министров (что уже озвучено), объявлением следственных действий в отношении должностных лиц правительства с последующей вынужденной отставкой всего кабинета Януковича. В итоге либо политический кризис перейдет в активную фазу с проведением митингов и применением силовых методов, либо руководство Партии регионов пойдет на очередной компромисс с Ющенко. Последнее представляется более вероятным. По крайней мере на Западе уже звучат предложения вернуть ситуацию в стадию оранжевой революции как открывающую наибольшие перспективы для политики сдерживания России. В этом случае наиболее вероятна ставка на Юлию Тимошенко наряду с выдвижением обвинений правительства Януковича в фальсификации выборов и угроз применения «жестких санкций».
В случае победы в конституционном конфликте перед президентом Ющенко откроется возможность провести конституционный референдум и усилить полномочия президента в новом тексте Конституции, что заблокирует возможные попытки перераспределения властных полномочий со стороны парламента и правительства. Однако результатами этих усилий, скорее всего, воспользуется лидер БЮТ.