Саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), намеченный на середину августа, будет, судя по всему, не просто насыщенным, но и обещает преподнести сюрпризы. Главы «шестерки» (России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) должны подписать Бишкекскую декларацию – Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и План действий по обеспечению международной информационной безопасности. Анонсируются и традиционные двусторонние переговоры – президенты не упускают возможности лишний раз переговорить тет-а-тет.
Бишкекский саммит в определенном смысле может стать знаковым. Эксперты не исключают возможности де-факто расширения этой организации, хотя в повестке дня прием новых членов в организацию не значится. По всей видимости, главы государств обсудят данный вопрос в неформальной беседе. Официальная позиция ШОС состоит в том, чтобы на данном этапе не увеличивать число членов-участников, и обосновывается это необходимостью продумать процедуры приема новых членов и разработать формат. «На самом деле расширение ШОС сопряжено с большими рисками, которые могут возникнуть, если в организацию будут приняты новые члены, например, Иран. В этом случае организация окажется втянутой в некое противостояние, сложившееся вокруг Ирана. В привлечении Ирана может быть заинтересована, допустим, Россия. Но Китай, или, скажем, Киргизия, или любая другая малая страна вряд ли захотят быть использованными в опасной «игре» Америка–Иран», – считает координатор киргизского аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев.
При этом эксперты полагают, что именно Россия может быть заинтересована в принятии Ирана в качестве нового члена ШОС. Такой вывод основывается на заявлении главы российского МИДа Сергея Лаврова, сделанном в ходе встречи министров иностранных дел «шестерки» в Бишкеке месяц назад. Министр иностранных дел РФ, в частности, отметил: «Учитывая принятое ранее решение о моратории на прием новых членов, необходимо переводить в практическую плоскость работу с наблюдателями, которые, надо признать, начинают выражать разочарование тем, что их участие в организации сводится лишь к церемониальному присутствию на отдельных мероприятиях». В числе наблюдателей – Монголия, Иран, Индия, Пакистан.
Индия – первая в списке претендентов. Однако Москва, по мнению большинства экспертов, будет лоббировать Иран. Сергей Лавров обратил внимание на то, что Тегеран и другие страны-партнеры можно было бы без ущерба для организации подключить к деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, Делового совета, в том числе и создаваемого Энергетического клуба. Создание Энергетического клуба – идея не новая, и принадлежит она российскому президенту Владимиру Путину, который поделился ею еще в июне 2006 года на заседании Совета глав государств – членов ШОС в Шанхае. Предложение было поддержано другими лидерами стран – членов «шанхайской шестерки». Правда, для создания полноценного Энергетического клуба не хватает богатой энергоресурсами Туркмении. Если при прежнем президенте участие Туркмении в ШОС было невозможным, то уже сегодня это выглядит вполне реальным. И туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов впервые примет участие в саммите ШОС. Более того, Россия намерена лоббировать вступление Туркмении в организацию, как пролоббировала ее в ООН, – Туркмения стала вице-председателем Генеральной Ассамблеи. Замдиректора управления Азиатского и Тихоокеанского региона Департамента по политическим вопросам Секретариата ООН Владимир Горяев в ходе встречи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым отметил, что оказанное Туркмении доверие является фактом международного признания проводимого страной конструктивного политического курса на новом этапе своего государственного развития. Не исключено, что и Китай поддержит Россию: с одной стороны, Китай является ключевым игроком в организации, а с другой – импортером энергоресурсов. В рамках ШОС Россия, Казахстан, Узбекистан и именно Туркмения рассматриваются как поставщики энергоресурсов.
Китай уже получает природный газ Центральной Азии. Основным партнером Пекина выступает Астана. Уже сдан в эксплуатацию магистральный газопровод Урумчи–Шанхай, ведутся переговоры о прокладке других газопроводов, а казахстанская компания «КазМунайГаз» недавно афишировала намерение поставить в Китай в 2008 году до 10 млрд., а к 2020 году – до 30 млрд. кубометров газа. С 2009 года в Китай начнет поступать туркменский газ. Заключенный в 2006-м договор о поставке 30 млрд. кубометров голубого топлива подтвердил на днях президент Гурбангулы Бердымухамедов, который побывал в Пекине с государственным визитом. Нуждается Китай и в нефти, поэтому Пекин стал «присматриваться» к месторождениям на Каспии.
На бишкекском саммите будут рассматриваться и проекты, охватывающие весь регион. В частности, водно-энергетические и транспортные. «Пять стран должны найти общий подход в решении проблем воды и энергии», – заявил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи. Как отметил «НГ» директор казахстанского Центра оценки рисков Досым Сатпаев, развитие региональных гидроресурсов в интересах как Китая, так и стран Центральной Азии. «Впрочем, Киргизия в начале июля уже предложила создать центральноазиатскую энергетическую биржу», – сказал он. К продвижению этой идеи привлекают и Таджикистан, который тоже делает ставку на гидроэнергетику.
Что же касается Киргизии, то еще в прошлом году энергетики Китая и этой республики подписали протокол о намерениях долговременно сотрудничать. По мнению Сатпаева, к проектам, которые интересны для китайских инвесторов, можно отнести каскад ГЭС на реке Нарын, строительство линии электропередачи в Кашгаре, строительство теплоэлектростанций, работающих на угле, а также реконструкция Бишкекской ТЭЦ. Кстати, в северные районы Китая в небольших количествах она уже поступает из единой энергосистемы Центральной Азии. Вообще же регион необходимо рассматривать как единое целое, поскольку регулирование частоты невозможно без каскада киргизских Токтогульских ГЭС, а все перетоки воды, «перебросы» электроэнергии невозможны без участия узбекской энергетики. «Именно поэтому на саммите ШОС будут обсуждать состояние единой центральноазиатской энергосистемы», – считает Досым Сатпаев.
На саммите будут рассматриваться возможности строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через Киргизию, что позволит ей выйти из географического тупика. И, наконец, лидеры «шанхайской шестерки» подпишут план действий по обеспечению международной информационной безопасности.
Завершится же саммит в России, где на полигоне в Челябинской области президенты будут наблюдать за антитеррористическими военными маневрами вооруженных сил ШОС «Мирная миссия-2007». Эти учения будут коалиционными в отличие от первых, состоявшихся 5 лет назад, – тогда только Китай и Киргизия на учебном полигоне «боролись с терроризмом».