Население Узбекистана традиционно поддержит на предстоящих выборах кандидатуру Ислама Каримова.
Фото Reuters
Выборы президента Узбекистана – главная интрига года. Согласно Конституции полномочия Ислама Каримова истекли в январе нынешнего года. И как записано в Основном законе, выборы главы государства должны состояться в первое воскресенье третьей декады декабря – 23 декабря. Согласно внесенным в 2000 году поправкам в Конституцию президентский срок составляет семь лет. А это означает, что Ислам Каримов больше не имеет права выставлять свою кандидатуру на очередной срок.
В начале этого года в российских и зарубежных СМИ в связи с формальным истечением срока полномочий Ислама Каримова (22 января) активно обсуждался вопрос о будущей конфигурации власти в Узбекистане. Заинтересованные эксперты и наблюдатели выдвигали различные версии развития обстановки в Узбекистане. При этом некоторые из них прогнозировали внутриполитический кризис, не исключая возможности передачи власти преемнику и даже верхушечного переворота. Самыми активными были представители оппозиции: они надеялись на то, что коллизии вокруг полномочий Каримова станут предлогом для волнений в Узбекистане.
Справедливости ради следует отметить, определенные основания для беспокойства были. В результате довольно резких перестановок в верхах в 2005–2006 годах недовольство положением дел в стране и лично президентом частично охватило и правящие круги страны, включая некоторых действующих и бывших высокопоставленных чиновников. Тем не менее время показало, что все тревожные прогнозы в отношении Узбекистана не оправдались.
Конституция под микроскопом
Вряд ли когда-либо эксперты изучали Конституцию Узбекистана с таким пристрастием, как полгода назад. Выяснилось, что положения Основного закона, касающиеся выборов президента, действительно дают основания для разночтений относительно полномочий действующего президента. И не более того. Есть недоговоренность, которая дает пространство для маневра.
В 2000 году, когда в Ташкенте было решено внести изменения в Конституцию и увеличить срок пребывания на посту президента с 5 до 7 лет, по умолчанию предполагалось, что Каримов будет руководить страной в течение одного семилетнего срока. Однако неясность заключается в том, что в Конституции не прописано, насколько сроков по семь лет может избираться один и тот же человек.
Тем не менее, к огорчению своих противников и недоброжелателей, до выборов в декабре 2007 года Каримов на вполне законных основаниях остается президентом страны. Дискуссия о легитимности полномочий Каримова не получила дальнейшего развития. Стало ясно, что рассчитывать на волнения в Узбекистане бессмысленно, а в целом вопрос о полномочиях заострен искусственно.
Фактор Назарбаева
В действительности верный прогноз относительно того, кто будет президентом Узбекистана в ближайшем будущем, можно было сделать еще год назад. Ключ к ответу, как это ни странно, следовало искать не в Ташкенте, а в Алма-Ате. В мае прошлого года в Казахстане были внесены дополнения в законодательство, которые дают основания Нурсултану Назарбаеву стать пожизненным президентом.
Те, кто осведомлен об истинном (а не демонстративном) отношении друг к другу Назарбаева и Каримова, прекрасно понимают, что никто из них и не подумает уйти на покой раньше другого. По многим причинам. В том числе и потому, что оба по-прежнему претендуют на лидерство в Центральной Азии.
Соперничество между Узбекистаном и Казахстаном давнее. Оно уходит своими корнями в советскую историческую эпоху. С обретением независимости проблема сохранилась и приобрела новое качество. А после того как Назарбаев создал себе условия для пожизненного пребывания у власти, нет сомнений в том, что этим же путем пойдет и Каримов.
Пока не ясно, в какой форме это будет сделано: в виде референдума, решения парламента или очередных выборов. Однако при существующей в Узбекистане системе власти форма переизбрания или продления полномочий президента не имеет особого значения.
Преемник
В последние годы по различным причинам вопрос о возможном уходе Ислама Каримова в отставку и передачи власти преемнику возникал довольно часто. Претендентами на эту роль называли разных чиновников. Причем некоторые из них носили этот титул чуть ли не официально.
После тотальной чистки госаппарата, которую Каримов устроил год назад, разговоры о передаче власти моментально прекратились. Множество влиятельных фигур лишились своих постов, в том числе и все так называемые «преемники». В одном только Министерстве обороны были осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы около 20 генералов и полковников. Примерно столько же высших офицеров было уволено из МВД вместе с некогда могущественным министром Закиром Алматовым. Против некоторых из них возбуждены уголовные дела.
В политическом небытие пребывают теперь уже бывшие мэр Ташкента Козим Туляганов, министр финансов Бахтияр Хамидов, заместитель председателя СНБ и госсоветник президента по вопросам безопасности Бахтияр Гулямов и некоторые другие, в том числе такие мастодонты узбекской политической жизни, как Исмаил Джурабеков и Тимур Алимов.
Сегодня лишь две фигуры в руководстве страны располагают достаточным влиянием, авторитетом и властью, чтобы претендовать на роль преемника в случае каких-либо чрезвычайных или форс-мажорных обстоятельств. Понятно, что во имя сохранения своего положения и политического будущего они изо всех сил стараются избегать проявления каких-либо властных амбиций.
В Ташкенте все спокойно
Вопреки различным тревожным прогнозам внутриполитическая ситуация в Узбекистане остается стабильной. Нет никаких предпосылок для возникновения в той или иной форме политического кризиса, который мог бы привести к отстранению от власти Каримова и его ближайшего окружения.
Настроения среди местного населения и представителей политической элиты в целом способствуют тому, чтобы Каримов и далее сохранял власть в своих руках. Несмотря на желание перемен, надежды на изменение ситуации к лучшему, значительное число недовольных, для большинства людей в Узбекистане главное – избежать потрясений и революций, чтобы «завтра не было хуже, чем сегодня».
В этих условиях руководство страны с целью создания благоприятных условий для проведения предвыборной кампании выдвинуло два стратегических проекта: модернизация политической системы и углубление экономических реформ.
В рамках первого направления с конца прошлого года в Узбекистане ведется кампания по повышению роли партий в политической жизни страны. Предполагается, что в стране должна быть создана реальная многопартийная система под контролем президента.Разумеется, появление самостоятельных партий и организаций без санкции сверху исключено. В настоящее время в Узбекистане действуют пять политических партий, которые пытаются конкурировать между собой в рамках предоставленной им свободы.
Цель кампании по модернизации политической системы заключается в том, чтобы по возможности оживить внутриполитическую жизнь, но при этом сохранить в неизменном виде сложившуюся систему власти.
Важнейшей составляющей плана переизбрания Каримова на следующий срок является экономическая программа, которая должна будет стать основой экономической платформы его предвыборной кампании. После заседания кабинета министров, посвященного итогам развития 2006 года (в феврале этого года), всем министерствам и ведомствам было отдано распоряжение подготовить комплексные предложения по развитию отраслей экономики из расчета на перспективу до 2014 года.
Особого внимания требуют следующие направления:
1. Развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сельском хозяйстве, с уклоном на переработку сельскохозяйственной продукции.
2. Налоговая реформа.
3. Развитие инвестиционной политики. В 2006 году был создан республиканский внебюджетный Фонд реконструкции и развития. Он предназначен для финансирования на конкурсной основе предприятий, которые располагают выгодными инвестиционными проектами.
Руководство Узбекистана намерено усилить борьбу с теневой экономикой, особенно с внебанковским оборотом денежных средств. Ужесточены штрафные санкции в отношении предпринимателей, которые укрывают неучтенную наличность. Через некоторое время, возможно, состоится серия показательных процессов и громких расследований над чиновниками и бизнесменами, уличенными в коррупции.
В социальной сфере планируется увеличить размеры зарплат, пенсий и социальных пособий в 2,5–3 раза.
Цветной революции не будет
В целом в ближайшие годы политическая система в Узбекистане вряд ли претерпит серьезные изменения. Большинство представителей политической элиты заинтересованы в сохранении сложившегося положения и готовы соблюдать устоявшиеся «правила игры». Доступом к власти, распределению собственности и материальных благ в той или иной степени обладают все кланы (клановые коалиции) и корпоративно-профессиональные группы.
Несмотря на сохраняющееся недовольство среди определенных слоев населения и социально-экономические проблемы, тот или иной сценарий цветной революции в Узбекистане крайне маловероятен, если не сказать – невозможен. Оппозиционные группы и деятели внутри страны и за рубежом не располагают необходимыми ресурсами для того, чтобы реально претендовать на власть в Узбекистане. А главное – они не пользуются влиянием и достаточным авторитетом, чтобы рассчитывать на что-либо серьезное. Они основательно забыты и оторваны от реалий местной политической жизни.
Иное дело – религиозные экстремисты. Угроза с их стороны вполне реальна. Однако мало у кого есть сомнения в том, что любая вылазка экстремистов будет пресекаться с такой же жестокостью и решительностью, как в Андижане.
Основная часть населения страны не желает политических потрясений и кризисов. И это создает благоприятные предпосылки для продления срока пребывания Ислама Каримова у власти на неопределенно долгий срок.