Порой Россия кажется сложным партнером, но у нас есть много важных областей сотрудничества, в которых мы реализуем наши общие интересы. Хотя наше партнерство, возможно, не является стратегическим, оно все же предполагает партнерские отношения по многим стратегическим вопросам. Это и неудивительно, если учитывать наследие американо-советских отношений. 15 мая в Москве государственный секретарь США Кондолиза Райс указала, что нам надо проводить различие между отдельными разногласиями и нашим общим намерением работать вместе всякий раз, когда это возможно.
Администрация относится к России с реализмом, который присутствует и в целях нашего взаимодействия с ней. В лице России мы хотим видеть партнера по решению мировых проблем. Мы хотим, чтобы Россия была сильной, но в том понимании, которое соответствует требованиям XXI века: с сильными и независимыми демократическими институтами в структуре государственного управления и за ее пределами, с сильным гражданским обществом, свободной прессой и действующей оппозицией, с сильным и независимым средним классом и классом предпринимателей. Мы убеждены в универсальном характере силы свободы и не делаем для России исключения.
В качестве тактического подхода мы предпочитаем сотрудничество. По мере возможности мы работаем сообща и всегда стремимся расширять масштабы этого сотрудничества, когда наши интересы пересекаются. Но даем и задний ход, когда надо. По возможности делаем это конфиденциально, при необходимости – публично. Это относится к ситуациям, когда мы защищаем наши ценности, интересы и наших друзей.
Борьба с терроризмом и нераспространение
Соединенные Штаты и Россия продолжают сотрудничать в важнейших областях, включая борьбу с терроризмом и нераспространение. В июле 2006 года на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президенты Буш и Путин объявили о Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом. Ее цель – не допустить, чтобы ядерные материалы попадали в руки террористов.
Американо-российская Рабочая группа по борьбе с терроризмом провела свое последнее заседание в сентябре 2006 года. Через несколько месяцев она соберется вновь, чтобы продолжить и углубить сотрудничество в области разведки, правоохранительной деятельности, борьбы с распространением оружия массового поражения, финансированием терроризма и наркотиками, по Афганистану, делам ООН, переносным зенитно-ракетным комплексам и транспортной безопасности.
В области глобального нераспространения у нас с Россией много общих целей. Мы тесно сотрудничаем с Россией и другими странами, противодействуя ядерным амбициям Северной Кореи и Ирана, хотя Москва порой выражает несогласие с нашим подходом к санкциям и другим мерам. Россия проголосовала за резолюции 1718 (по Северной Корее), 1737 и 1747 (по Ирану). США и Россия наряду с Китаем, Японией, Южной Кореей и Северной Кореей участвуют в шестисторонних переговорах по Северной Корее, причем Россия возглавляет Рабочую группу по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии.
Мы с Россией работаем над укреплением безопасности ядерного топливного цикла соответственно в рамках «Глобальной политики в области ядерной энергии» и инициативы по топливным центрам. Мы также ведем с Россией переговоры по соглашению об использовании ядерной энергии в мирных целях, а также о сотрудничестве в области оборонных технологий.
Наше стратегическое сотрудничество усиливается. В прошлом году вместе с Москвой мы продлили до 2013 года программу «Совместное уменьшение угрозы», которая была начата в 1992 году для содействия демонтажу оружия массового поражения в бывшем Советском Союзе. Поскольку этой программе исполняется 15 лет, мы с Россией договорились ускорить работу по некоторым направлениям в рамках Братиславской инициативы по ядерной безопасности. Модернизация систем ядерной безопасности должна завершиться к концу 2008 года.
В связи с истечением в 2009 году срока действия Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) мы начали в позитивном ключе переговоры о механизме, который предстоит реализовать после Договора СНВ.
НАТО и ОБСЕ
Мы продолжаем налаживать сотрудничество по линии Совета Россия–НАТО, которому в этом году исполняется пять лет. У нас есть большой набор совместных инициатив НАТО и России, в которых с обеих сторон участвуют эксперты в самых разных областях: от участия России в операции «Эктив индевор» до программы по борьбе с наркотиками в Афганистане. Мы рассчитываем на то, что возможностей для сотрудничества станет еще больше, когда Россия ратифицирует соглашение с НАТО о статусе сил. Мы приветствуем принятое Думой 23 мая решение о ратификации и ждем, что ее примеру последует и Совет Федерации. При этом состоявшееся 26 апреля в Осло заседание Совета Россия–НАТО на уровне министров иностранных дел выявило ряд важных разногласий между Россией, с одной стороны, и большинством союзников по НАТО – с другой, с учетом Послания, с которым выступил ранее в тот день президент Путин.
В своей речи президент Путин дал понять, что рассмотрит вопрос о приостановке выполнения Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе, если не будет достигнут прогресс в деле ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе союзниками по НАТО. На Совете Россия–НАТО министры стран НАТО единодушно ответили, что мы продолжаем рассматривать действующий Договор об обычных вооруженных силах как краеугольный камень европейской безопасности и что мы готовы добиваться ратификации адаптированного договора после того, как Россия выполнит свои обязательства, принятые в 1999 году в Стамбуле, по выводу войск из Молдовы и Грузии.
Мы также стремимся развивать сотрудничество с Россией по линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Продолжает вызывать озабоченность критическое отношение России к ОБСЕ. Под видом необходимых реформ Россия предложила провести в ОБСЕ изменения, которые фактически свели бы на нет усилия организации по укреплению демократии. Соединенные Штаты категорически не согласны с таким подходом России и отстаивают мандат ОБСЕ на продвижение демократических реформ, включая наблюдение за выборами.
Мы восхищаемся выдающимся многолетним опытом, который Бюро ОБСЕ накопило в области наблюдения за выборами по всему региону ОБСЕ, и рассчитываем на его подключение к предстоящим в России выборам в Думу в декабре 2007 года и президентским выборам в марте 2008 года. Мы также высоко ценим вклад Парламентской ассамблеи ОБСЕ в работу ОБСЕ по наблюдению за выборами и совместные усилия Парламентской ассамблеи и Бюро по демократическим институтам и правам человека.
Хотя работу любой организации можно улучшить, на наш взгляд, есть мудрость в афоризме «не сломалось – не чини». ОБСЕ работает хорошо и выполняет важную работу, и мы будем и впредь поддерживать ее, противодействуя «реформаторским» попыткам, рассчитанным на ограничение ее деятельности или ослабление ее работы по продвижению демократии.
Разногласия с Россией по вопросу об ОБСЕ отражают общие негативные тенденции в области прав человека и демократии в самой России. Мы надеемся, что в ближайшем году в связи с предстоящими циклами парламентских и президентских выборов и вопросами, связанными с преемственностью, ситуация не ухудшится.
Проблемы свободы и демократии
Даже сегодня Россия – гораздо более свободная страна, чем в любой момент советской истории, и, вероятно, более свободная, чем в любой период истории России. Верно и то, что посткоммунистические преобразования требуют времени. Но было бы оскорблением для России применять к этой великой стране заниженные стандарты. Подавление подлинной оппозиции, ограничение права на протесты, сужение пространства гражданского общества и уменьшение свободы средств массовой информации – все это представляет собой серьезные отступления, которые не соответствуют провозглашенной Россией приверженности строительству и сохранению основ демократического государства. В равной мере вызывают тревогу нерасследованные убийства журналистов и критиков.
Государственный департамент публично выражал протест, в том числе в Постоянном совете ОБСЕ, против жестокости, с которой правоохранительные органы недавно разогнали марши оппозиции в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Точно так же мы озабочены и тем, что российским неправительственным организациям приходится работать в пространстве, которое постоянно сужается и все больше контролируется, и продолжаем следить за тем, как выполняется новый закон о неправительственных организациях, принятый в апреле 2006 года. На данный момент ситуация неоднозначна. Процесс перерегистрации иностранных неправительственных организаций был сложным, он связан с требованиями по оформлению документов и отчетности, которые многие российские и иностранные неправительственные организации считают слишком обременительными.
Но факт остается фактом: подавляющее большинство иностранных неправительственных организаций успешно прошли перерегистрацию, хотя у некоторых возникли сбои в обеспечении непрерывной реализации своих программ. Нас также воодушевляет способность некоторых неправительственных организаций добиваться изменений в законодательстве. В частности, религиозные группы, обеспокоенные тем, что требования по отчетности могут быть истолкованы в смысле необходимости составления списков прихожан или учета средств, собираемых среди верующих, успешно провели в Кремле кампанию за то, чтобы эти нормы не распространялись на церковные организации.
В равной мере тревожит и усиливающееся давление на российских журналистов. Активные и склонные к журналистским расследованиям средства массовой информации, не зависящие от официозных установок, необходимы для динамичных, здоровых процессов во всех демократических государствах. Сегодня в России, к сожалению, большинство общенациональных телекомпаний – главного источника новостей для большинства россиян – находится в руках властей или лиц и организаций, связанных с Кремлем. Точно так же подрывает свободу прессы и растущая концентрация печатных изданий в руках представителей власти или их союзников. Нападения на журналистов, в том числе жестокие и до сих пор не расследованные убийства Пола Хлебникова и Анны Политковской, пугают и сковывают четвертую власть. Усиливается проблема добровольной внутренней цензуры. Определенный простор для свободных дискуссий еще сохраняется, особенно в интернете, о чем свидетельствует подробное и часто сочувственное освещение недавних маршей оппозиции в печатных изданиях, но, похоже, он все же сокращается.
Накануне парламентских и президентских выборов Кремль использует все свои ресурсы при формировании правовых и социальных условий, исключающих равные возможности для кандидатов.
В прошлом году Дума приняла поправки к Уголовному и Административному кодексам, внеся в них новое определение «экстремизма». Оно столь широкое и расплывчатое, что служит мощным оружием, которое можно применять против оппонентов и в целях их устрашения. По-видимому, одной из главных целей этого мероприятия было усиление добровольной внутренней цензуры в средствах массовой информации. Даже самый беглый анализ российских общенациональных электронных СМИ показывает, что их материалы явно тенденциозны – в пользу партий и групп, пользующихся поддержкой Кремля. На этом фоне США, их европейские союзники и друзья продолжают поддерживать демократию и гражданское общество в России.
Россия и ее соседи
Отношения России с ее соседями и с Европой остаются проблемой, вызывающей серьезную озабоченность. Москва все еще часто проявляет в отношениях со своими соседями бескомпромиссный менталитет, особенно когда речь идет о таких странах, как Грузия и Украина, которые предпочитают налаживать более тесные евроатлантические связи. Мы и европейские страны выступили против того, чтобы Россия применяла энергоносители для оказания политического и/или экономического давления на соседние государства, как это было в случае с Украиной в 2006 году. Мы обеспокоены явно политическим вмешательством в инфраструктуру, как это было при утверждениях о конструкционных дефектах, на основании которых в этом месяце было ограничено движение по мосту в Эстонию, затяжных «ремонтных» работах на нефтепроводе в Литву или закрытии единственного официального пограничного пункта России с Грузией в прошлом году.
В российско-грузинских отношениях после крайне напряженного периода наметились первые признаки ограниченного улучшения, но Москва могла бы гораздо больше сделать для нормализации отношений. Россия продолжает применять экономические и транспортные санкции, которые она ввела против Грузии осенью прошлого года. Она также продолжает применять меры, которые ставят под сомнение ее заявления о поддержке территориальной целостности Грузии при поддержке сепаратистских режимов в грузинских регионах – Южной Осетии и Абхазии. Такую же поддержку она оказывает сепаратистскому режиму Приднестровской области в Молдове. Соединенные Штаты продолжают призывать Россию прекратить эту политику и работать с нашими европейскими партнерами над реализацией мер по укреплению доверия, призванных сблизить позиции сторон каждого конфликта. В то же время мы призываем Россию играть более конструктивную роль и использовать свое влияние на сепаратистов для содействия мирному урегулированию каждого конфликта в Грузии. Соединенные Штаты провели с Россией плодотворные переговоры на высоком уровне по этим вопросам.
Соединенные Штаты также добиваются урегулирования сепаратистского конфликта в Приднестровской области Молдовы. По одному сепаратистскому конфликту – в Нагорном Карабахе – Соединенные Штаты и Россия слаженно работают вместе, содействуя его урегулированию.
Противоракетная оборона и Москва
Мы сожалеем о том, что Россия пока враждебно относится к планам США по размещению элементов ограниченной системы противоракетной обороны в Польше и Чехии (предназначенных для защиты Соединенных Штатов и их европейских союзников от ракетных угроз с Ближнего Востока), и о том, что 26 апреля президент Путин заявил, что Россия рассмотрит вопрос о моратории на выполнение Адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Мы уже более года проводим многочисленные беседы и консультации с Россией о наших планах в области противоракетной обороны как на двусторонней основе, так и в Совете Россия–НАТО. Очень скромная система, которую предполагается разместить в Польше и Чехии, не представляет вообще никакой угрозы для России.
Мы держали и будем держать Россию в курсе этих планов в полном объеме. Мы обязуемся, как и в прошлом, проводить консультации с Россией и проявлять в отношениях с ней прозрачность по вопросам противоракетной обороны. Мы предложили России сотрудничество по всему спектру мероприятий в области противоракетной обороны. Сами русские назвали это предложение «серьезным», и оно остается в силе. Но Россия не может наложить вето на наши планы в области противоракетной обороны.
Глобальные интересы
За последние несколько лет Россия добилась больших успехов в экономике. Мы приветствуем экономическое возрождение России, особенно после трудных экономических преобразований в 1990-е годы. Все заинтересованы в мире и процветании. Мы приветствуем оживление российской экономики, но обеспокоены тем, что это возрождение опирается на определенные слабости: богатство России по-прежнему в большей мере связано с извлекаемой стоимостью, чем с добавленной стоимостью. Экономические успехи России породили определенную браваду в ее внешней политике. Но эти достижения также способствуют становлению среднего класса, появление которого, как мы надеемся, со временем обеспечит современные политические реформы.
США приветствуют интеграцию России в международные организации, действующие по правилам, такие, как Всемирная торговая организация, в соответствии с приверженностью России принципам этих организаций. Важный шаг в подключении России к нормам мировой экономики был сделан осенью прошлого года, когда было заключено двустороннее американо-российское соглашение по ВТО. Можно утверждать, что это был самый значимый шаг вперед в наших экономических отношениях за последнее десятилетие.
Как у США, так и у России диапазон интересов явно глобальный. При таком охвате обеим нашим странам необходимо стремиться работать сообща всякий раз, когда есть такая возможность, даже когда подобное сотрудничество может оказаться трудным. В то же время мы привержены защите наших принципов, отходя назад, когда это надо сделать. Американо-российские отношения требуют постоянного диалога.
Статья подготовлена на базе тезисов выступления Дэниела Фрида в Хельсинкской комиссии США 24 мая 2007 года.