21–22 июня Евросоюз окончательно примет центральноазиатскую стратегию ЕС. Интенсивный диалог с доселе обойденными европейским вниманием странами этого региона стал особенно важным внешнеполитическим козырем во время председательства Германии в Еврокомиссии. Именно германский министр Франк-Вальтер Штайнмайер стал первым министром иностранных дел, посетившим все пять стран региона.
Некоторое время существовала неясность по поводу названия новой стратегии. Канцлер Ангела Меркель предложила включить страны Центральной Азии в «политику добрососедства». Но теперь страны региона условно называют «соседями наших соседей». Поскольку непонятно, кого можно считать непосредственным соседом ЕС, а политика добрососедства до сих пор распространялась на Украину, Грузию, Азербайджан и Армению.
Большие государства с не совсем устоявшимися формами правления на границе с Россией, Китаем и Афганистаном вызывают у европейцев беспокойство. Непредсказуемость развития ситуации пугает европейцев прежде всего из-за отсутствия конкретных демократических перспектив у центральноазиатских стран. Это отмечалось и на проходивших 3 мая правительственных консультациях Россия–ЕС по правам человека. По словам замдиректора Центра им. Маршалла генерал-майора в отставке Хорста Шмальфельда, Европа заинтересована в политических и экономических реформах в Центральной Азии для обеспечения стабильности региона.
Эксперт по странам Центральной Азии Комитета по международным делам в Бундестаге Хеди Вегенер (СДПГ) подчеркнула в разговоре с «НГ», что одним из главных направлений сотрудничества может стать диверсификация энергоснабжения Европы. Для Германии, например, особенно привлекательны поставки нефти из Казахстана. По данным Минэкономики ФРГ, в марте Казахстан занял пятое место среди экспортеров нефти на немецкий рынок, поставив более 703 тыс. тонн. Для сравнения – Россия на первом месте (3100 тыс. т). Европа заинтересована и в поставках газа из Туркмении.
Насколько продуманна и оправданна новая стратегия ЕС и каковы ее основные приоритеты, «НГ» рассказал эксперт по странам Центральной Азии германского правительственного фонда «Наука и политика» Уве Хальбах:
– В последнее время ЕС активизировал работу в рамках «новой политики добрососедства», инициированной Германией в начале ее председательства. Теперь говорится о «восточной политике соседства вплоть до Центральной Азии». 21–22 июня на заседании Европейского совета в Брюсселе будет окончательно принята центральноазиатская стратегия ЕС. Однако мне не до конца ясно, что должно содержаться в этом стратегическом документе. Пока его критерии и рамки размыты.
Мне кажется, Европа в этом случае переоценивает свои возможности. Конечно, в регионе необходимо конкретно и детально вести диалог о правах человека, а не ограничиваться общими фразами на бумаге. Разумеется, для Европы важна стабильность в регионе, но говорить о демократии и гражданском обществе уровня Украины и Грузии здесь еще неприемлемо. Ведь почти все государства Центральной Азии, за исключением, может быть, Казахстана, авторитарны. И в отношении энергопотенциала региона ожидания во многом завышены. Во-первых, энергетически этот регион уже связан с Россией – вспомним хотя бы туркменский газ, и нельзя серьезно говорить о значительных поставках нефти или газа в сторону Европы. Во-вторых, вблизи Центральной Азии есть свои перспективные рынки, как, например, Китай и Южная Азия.
Германия сейчас подчеркивает свою заинтересованность в решении проблемы демократизации региона. Насколько это серьезно, сложно оценить. По крайней мере стремление такое есть. Однако все проблемы будут обсуждаться с Россией. Без сомнения, центральноазиатская политика не может проводиться без ее участия. Россия здесь основной игрок. Это должно быть ясно всем.
Берлин