Николя Саркози подготовит Францию к новой для нее миссии – помогать становлению демократии в мире.
Фото Reuters
6 мая Франция избрала Николя Саркози шестым президентом Пятой республики. Прошедшие выборы блестяще опровергли стереотип об упадке демократии: в 2002 году необходимость мобилизоваться против лидера ультраправых, Жан-Мари Ле Пена, привела на выборы меньше людей, чем 6 мая 2007 года. К избирательным урнам 6 мая пришли более 37 млн. человек, наибольшее количество избирателей за всю историю Пятой республики.
В контексте французской политической истории отрыв Николя Саркози от Сеголен Руаяль в 6,12% представляется весьма солидным. Достаточно сказать, что в 1974 году Валери Жискар д’Эстен обошел Франсуа Миттерана на 1,62%, спустя семь лет уже Миттеран опередил Жискар д’Эстена на 3,52%, а Жак Ширак выиграл у Лионеля Жоспена в 1995 году 5,28% голосов.
Несмотря на убедительную по французским меркам победу, французское общество вышло из президентских выборов ослабленным и разобщенным. Саркози, похоже, со всей ясностью осознает, что этот внутренний раскол станет главной «болезнью» его президентства, препятствием для осуществления амбициозных планов по реформированию страны; потому не случайно в своей первой после победы речи он прежде всего обратился к своей сопернице Руаяль и ее избирателям, заверив их в том, что сможет достойно представлять и их интересы.
Саркози за многолетнюю политическую карьеру никогда не делал секрета из своего желания стать президентом, а потому его программа лучше известна и в стране, и за ее пределами. В то время как внутриполитический курс нового президента может претерпеть серьезные изменения под влиянием итогов парламентских выборов, намеченных на июнь, внешняя политика Франции в общих чертах была сформулирована еще в ходе предвыборной кампании. Чего же России и остальному миру следует ожидать от Франции в ближайшей перспективе?
Россия никогда не значилась среди внешнеполитических приоритетов нового президента: Саркози не посетил ее в свое предвыборное турне и ни разу прямо не упомянул о ней в своих выступлениях. Тем не менее для нашей страны вопрос о том, какими станут отношения с Францией, бывшей в пору Ширака «надежным партнером» в делах европейских и мировых, остается ключевым. Высокопоставленные чиновники от внешней политики поспешили заявить, что отношения России и Франции кардинальным образом не изменятся. Глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов вспомнил о неисполненных предвыборных обещаниях германского канцлера Ангелы Меркель восстановить отношения с США, на этом основании предположив, что отношения между Францией и Россией останутся прежними; его заместитель Василий Лихачев поддержал оптимистический почин шефа на том основании, что «новый президент Франции мало высказывался на внешнеполитическую тему».
Накануне и во время предвыборной кампании Саркози полно и ясно изложил свою позицию едва ли не по всем проблемам внешней политики – от европейской интеграции и отношений с США до Ирана и Дарфура; и его риторика не дает оснований надеяться, что в русско-французских отношениях все останется по-прежнему. Двумя основными «опорами» курса Николя Саркози станут отношения с США и Европейским союзом. Относительное спокойствие на этих «фронтах» будет условием активизации внешней политики Франции в Средиземноморье и Африке. России будет отведено второстепенное место. В последних предвыборных дебатах новый президент Франции опосредованно упомянул Россию, заверив избирателей в том, что двери Франции останутся открытыми для «измученных чеченцев и всех тех, кто подвергается унижениям».
Сегодня, когда Соединенные Штаты пожинают плоды собственной гордыни, ожидая удобного момента для вывода войск из Ирака, коренные противоречия между Францией и США преодолены, а вместе с тем размыты основания русско-франко-германского псевдосоюза. Зато Франция готова солидаризироваться с США по вопросу Ирана и поддержать усиление санкций. Сотрудничество с США не ограничится иранской проблемой; ведь уже сегодня Франция активно сотрудничает с США по таким вопросам, как положение в Ливане, Афганистане, противоракетная оборона, а также по программам борьбы с терроризмом и содействия нераспространению ядерного оружия. Первое выступление Саркози 6 мая подтвердило правоту слов посла США во Франции Крейга Стейплтона, который заявил, что «у Франции и США одни и те же основополагающие ценности, одна и та же основополагающая цель – распространять по всему миру процветание, демократию и власть закона». Собственно заявление избранного президента о новой миссии Франции – помогать становлению демократии в мире, вставать на защиту тех, чьи права нарушаются, – стало «маленькой сенсацией». Как еще до выборов писал французский эксперт Бернар Кассен из газеты Le Monde Diplomatique, «в отсутствие глобального видения отношений между мировыми центрами силы философия прав человека возобладает во Франции независимо от того, кто будет избран президентом».
России следует быть готовой к тому, что этот критерий станет определяющим в двусторонних отношениях. Скорее всего, время личной дружбы между президентами миновало. Как справедливо отмечали некоторые эксперты, Саркози попытается дистанцироваться от внешнеполитического наследия Жака Ширака, бывшего страстным поклонником России. Николя Саркози как расчетливый политик не может не понимать, что Россия, экспортирующая в Европу более четверти всего добываемого в стране газа, крепко сидящая на игле европейского импорта (импорт из стран ЕС за последний год вырос на 49,4%), обороняющая даже неконкурентоспособные отрасли экономики от иностранцев, неудобна для внешнеполитических маневров. В конечном счете все наболевшие вопросы двусторонних отношений – безвизовый режим, гарантии поставок газа, торговый обмен – так или иначе имеют европейское «измерение». Какие сюрпризы ожидают Россию на этом фронте?
Европейское направление станет безусловным приоритетом Саркози хотя бы по той причине, что именно на этом поприще он потерпел сокрушительное поражение, когда сделал ставку на поддержку проекта Основного закона для единой Европы. В мае 2005 года французские граждане сказали европейской Конституции «нет». Во избежание прошлых ошибок Саркози избрал самый простой, популистский путь, полностью доверившись опросам общественного мнения. Его логика проста: если французы «провалили» Конституцию, значит, они ее не хотят, и новый референдум будет проявлением неуважения к позиции нации. Вместо этого он предложил принять облегченный и упрощенный новый договор, который введет в институциональную структуру ЕС новые необходимые элементы в обход «чистилища референдума».
Взгляды Саркози на внутриевропейские проблемы решительно отличаются от взглядов его предшественника. В отличие от Ширака он занял жесткую позицию по Турции, заявив, что Турция не является европейской страной и потому с ней возможны любые формы сотрудничества, за исключением членства. Если Турции выбор французов не сулит ничего хорошего, то в восточноевропейских странах победу Саркози приняли с большим облегчением. В течение трех лет (с момента вступления в ЕС в 2004 году) инициативы новых членов ЕС вызывали во Франции устойчивое раздражение, и было отчего – Ширак не желал помогать Америке раскалывать Европу или поддаваться антироссийской истерии. Его преемник полон решимости запустить «европейский двигатель», даже если для этого потребуется преодолеть невидимый раскол между «старой» и «новой» Европой.
Для России это очередной тревожный сигнал. Преодоление разногласий между частями Европы грозит нам потерей надежного союзника и проводника российских интересов. «Мясные» войны, помноженные на проблемы чеченцев, могут способствовать изоляции России по причине неуважения к правам человека и свертывания демократических процедур.
Впрочем, Саркози может избрать иной путь, если сочтет, что политический капитал, завоеванный Шираком благодаря личным отношениям с Владимиром Путиным, может ему пригодиться. Но для чего? Попытки морализаторства со стороны европейских политиков в России традиционно встречаются в штыки. Учить демократии можно и нужно, но не пустыми упреками, а собственным примером. Демократическая и проевропейски настроенная Россия может состояться лишь в том случае, если она будет вовлечена в единую Европу, включена в общее европейское пространство. Хочется надеяться, что Николя Саркози изберет именно этот путь.