Москва и Таллин создали новые разделительные линии в своих взаимоотношениях.
Фото Reuters
Россия, настойчиво мифологизирующая советское прошлое, внесла рискованные элементы в свою внешнюю политику. События последних недель вокруг памятника Воину-освободителю в Эстонии обернулись ростом напряженности в российско-европейских отношениях. Дело едва ли не дошло до срыва самарского саммита РФ–ЕС, намеченного на 17–18 мая. При этом Москва вручила безусловный козырь в руки своих оппонентов, поставив под вопрос жизнь и безопасность дипломатов, представляющих страну Европейского союза и НАТО.
Бронзовая дипломатия
Спорный – прежде всего с внутриэстонской точки зрения – вопрос о переносе Бронзового солдата и останков советских военнослужащих с холма Тынисмяги на военное кладбище был крайне неудачно подан российскими властями на международной арене. Справедливое утверждение о том, что недопустимо тревожить прах воинов без согласия их родственников, было заглушено звоном битого стекла окон эстонского посольства и обвинениями в адрес властей ЭР в героизации фашизма и попрании прав русскоязычного населения. Следует иметь в виду, что Запад и ранее не разделял подобных упреков, однако Москва настойчиво продолжает продавать один и тот же «товар» теперь еще и «в одном флаконе» с обвинениями в надругательстве над жертвами.
Европейцы и американцы, изначально с пониманием относившиеся к позиции России о неприкосновенности Бронзового солдата, отвернулись от Москвы после того, как она перешла к угрозам в адрес Таллина и закрыла глаза на «осаду» эстонского посольства молодежными группировками. Эстонцам не составило труда убедить своих западных партнеров в том, что жизнь посла ЭР в Москве была поставлена под угрозу. Одновременно эстонские дипломаты заявили, что не получили официальных уведомлений от российских властей в связи с акциями протеста, проводившимися в течение недели днем и ночью у здания посольства, равно как не получили со Смоленской-Сенной ответов на отосланные туда ноты.
Самоуверенное обещание российского МИДа «использовать ресурс международных организаций для оказания отрезвляющего воздействия на эстонские власти» практических результатов не дало. Памятник на Тынисмяги был демонтирован в ночь на 27 апреля на фоне столкновений; ЕС и США квалифицировали произошедшее как внутреннее дело Эстонии и обвинили Россию в нарушении Венской конвенции о дипломатических сношениях; из европейских столиц пошли утечки о возможности переноса запланированного саммита РФ–ЕС и разработке некоего жесткого документа, касающегося России; западная пресса запестрела тезисами типа «Кремль приватизировал Победу, чтобы сплотить общество вокруг себя и сохранить власть за Путиным».
9 мая президент Владимир Путин поставил предварительную точку в этих событиях, косвенно обвинив Эстонию в неуважении собственной нации, а Соединенные Штаты (тоже косвенно) в извлечении неверных уроков из Второй мировой войны. По окончании празднования 9 мая «проблема Бронзового солдата» отошла на второй план. Угрозы в адрес эстонцев прекратились.
Посольство ЭР в Москве сейчас работает в обычном режиме. Но долго ли будет сохраняться спокойствие? В июне власти Эстонии планируют перезахоронить на военном кладбище останки советских воинов, покоившихся на Тынисмяги. А до этого в Москву из срочного отпуска предстоит вернуться эстонскому послу.
Советская школа для Андруса Ансипа
Известно, что значительную часть эстонцев раздражал не сам Бронзовый солдат, а то, что вокруг него творилось: советский памятник служил «местом встречи» разного рода радикалов, провоцировавших столкновения. Премьер-министр Андрус Ансип, представляющий Партию реформ, взял дело в свои руки, а заодно и укрепил собственные позиции за счет националистов. Обещание убрать памятник из центра столицы помогло ему выиграть мартовские парламентские выборы. Основные соперники реформаторов – центристы – встали на защиту Бронзового солдата, однако, несмотря на значительную поддержку со стороны русскоязычного населения, до результатов реформаторов не дотянули.
Ансип решил выполнить обещанное, не откладывая дело в долгий ящик и действуя в соответствии с известным ему с советских времен принципом «до основанья, а затем...». Премьер не принял в расчет ни позицию центристов, управляющих Таллином, ни опросы, указывавшие на раскол в обществе по вопросу о Бронзовом солдате, ни риски, связанные с приближением 9 мая. Ансипа не смутило даже то обстоятельство, что столь деликатный вопрос, как демонтаж памятника и раскопка могил, пришлось решать под покровом ночи.
Интересно, что Ансип не озаботился и тем, чтобы минимизировать противоречия в собственной позиции по Бронзовому солдату. С одной стороны, он называл недопустимым тот факт, что на могилах на Тынисмяги поют и пляшут, с другой – активно цитировал слухи о том, что в центре Таллина могли быть похоронены мародеры и насильники. В итоге Ансип пришел 8 мая на военное кладбище, чтобы в тишине склонить голову перед Бронзовым солдатом, названным им ранее «символом оккупации». Он же пообещал с почестями перезахоронить останки военнослужащих, покоившихся на Тынисмяги. Получается, что премьер не достиг согласия даже с самим собой. Безусловную поддержку своих действий Андрус Ансип получил лишь от таких колоритных политиков, как Михаил Саакашвили и братья Качиньские.
Бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи сравнил Андруса Ансипа с городским головой из щедринской «Истории одного города», обвинив его в желании «запретить Россию». «Россия – крупный энергопоставщик Европы, и Путин понимает ее значение. Эстонии как члену ЕС и ближайшему соседу России следовало бы это учитывать при разработке конструктивных внешнеполитических отношений с ней, руководствуясь своими национальными интересами, как это по примеру Финляндии и Литвы начали делать в Латвии», – заявляет Вяхи. «Политика Эстонии в отношениях с Россией или отсутствует, или провалена», – утверждает экс-премьер.
Собственно, у России также нет политики в отношении Эстонии. Во всяком случае, сложно считать политикой демонстрацию постсоветских комплексов, угрозы санкций и постоянные обвинения в нарушении прав человека (последнее вообще как-то странно звучит из уст российского правительства).
Альтернатива взаимному отторжению
России и Эстонии следует перестать обременять Европейский союз своими двусторонними проблемами и прежде всего вопросами, не имеющими для ЕС никакого практического значения, как, например, споры об истории. Будет лучше, если Москва и Таллин – без вмешательства других сторон – постараются сделать некоторые шаги навстречу друг другу.
России стоит для начала осудить оскорбления и угрозы, прозвучавшие в адрес эстонских дипломатов, и дезавуировать высказывания о грядущих санкциях. Москве следует отказаться от попыток противопоставить Эстонию (а заодно и другие страны бывшего социалистического блока) партнерам в ЕС и союзникам по НАТО. Это бессмысленное и весьма дорогостоящее с имиджевой точки зрения занятие.
С эстонской стороны целесообразна была бы корректировка позиции по пограничному договору, а именно по преамбуле к нему, внесенной после достигнутых с Москвой договоренностей.
Не имея возможности добиться от соседа того же взгляда на историю (а это и не нужно), Россия и Эстония должны активизировать сотрудничество в тех сферах, которые в наименьшей степени затронуты политикой. Хотелось бы надеяться, что у политических элит обоих государств найдутся силы не только для психологической войны.