В Северной Корее давно подозревают США в попытках повторить иракский сценарий.
Фото Reuters
Проблемы, с которыми столкнулась КНДР при получении своих средств, замороженных с подачи США властями Макао в банке «Дельта Эйша», показали, насколько сложным, многоуровневым и зачастую малопрогнозируемым может оказаться процесс реализации договоренностей, достигнутых участниками шестисторонних переговоров 13 февраля 2007 года. Отметим, что для разрешения этого казавшегося малозначительным вопроса потребовалось почти вдвое больше времени, чем предусматривалось обязательствами США. В результате практически всем участникам «шестисторонки» пришлось заговорить о том, что сроки реализации мер, предусмотренных для первой фазы февральского плана, оказались под угрозой.
Другим, еще более существенным обстоятельством, похоже, станут сами итоги урегулирования банковского конфликта. То, что первоначально преподносилось как уступка американцев и победа северокорейцев, настоявших на возврате средств в качестве условия продолжения переговоров, на деле обернулось для Пхеньяна еще большей изоляцией от международной банковской системы. В ходе нарочито затянутого и шумного «урегулирования» США послали мировому банковскому сообществу недвусмысленный сигнал: не подвергайте себя риску, ведя дела с северокорейцами, чтобы однажды не оказаться на месте банка из Макао.
Все это заставляет более пристально взглянуть и на некоторые другие, вызвавшие не меньший шум подвижки в американской позиции, появившиеся после достижения февральских договоренностей.
Наибольшее внимание привлекли новые оценки степени продвинутости второй, «нелегальной» программы получения исходных материалов для ядерного оружия путем обогащения урана, которую якобы осуществляла КНДР. Именно обвинения в наличии такой программы привели к возникновению нынешнего кризиса ядерной безопасности на Корейском полуострове после того, как в ноябре 2002 года американская разведка состряпала (в свете нынешних признаний американских официальных лиц это слово вполне уместно) и направила в Конгресс справку, в которой утверждалось, что северокорейцы строят целый завод, который уже к 2005 году будет производить оружейный уран в количестве, достаточном для создания как минимум двух ядерных зарядов ежегодно. Кстати, этот доклад появился одновременно со столь же «неопровержимыми» свидетельствами американских спецслужб о наличии ОМУ в Ираке.
Как известно, договоренности о первоначальных шагах в целях денуклеаризации Корейского полуострова, в частности, предусматривают возобновление работы инспекторов МАГАТЭ в КНДР. И вот нынешний глава американской делегации на переговорах Кристофер Хилл и возглавляющий северокорейское направление в американском разведывательном сообществе Джозеф Детрани на слушаниях в Конгрессе вдруг признали, что никаких фактов, подтверждающих те выводы, так и не появилось. Они заявили, что не могут с уверенностью сообщить, на какой стадии находится эта программа и, более того, существует ли она вообще.
Комментируя эти признания, газета «Нью-Йорк таймс» отмечала, что едва ли не главными доказательствами, положенными в основу пессимистического прогноза в 2002 году, стали получение Пхеньяном от Пакистана около 20 газовых центрифуг, а также попытка северокорейцев приобрести в Германии и России большую партию алюминиевых труб, которые якобы можно было использовать для производства таких центрифуг.
Однако по оценке известного американского специалиста, директора Института науки и международной безопасности Дэвида Олбрайта, трубы закупленных северокорейцами типоразмеров для этих целей не годятся. Кроме того, для промышленного производства оружейного урана потребовались бы тысячи объединенных в каскады центрифуг и огромное количество электроэнергии, чего КНДР просто не состоянии обеспечить. Не говоря уже о технологических сложностях самого процесса, столь наглядно выявившихся в ходе создания аналогичного производства в Иране. Критики заговорили даже о «сдаче позиций» администрацией Джорджа Буша по проблеме верификации и об упреждающей попытке «спасти лицо» американского разведывательного сообщества, если международные инспекторы не обнаружат в КНДР урановой программы.
Было бы верхом наивности предполагать, что администрация Буша решила, как говорят в Америке, сама выстрелить себе в ногу, признав, что, опираясь на явно неполные и непроверенные данные, спровоцировала в 2002 году один из крупнейших международных кризисов. Равно как и трудно вообразить, чтобы опытнейшие чиновники – дипломат Хилл и разведчик Детрани – вдруг «раскаялись» в том, что последние годы они не только активно пользовались заказными разведоценками, но и буквально навязывали их остальным участникам переговоров.
Дело совсем в другом. Технология обогащения урана требует гораздо меньших помещений по сравнению с наработкой плутония, и такое производство гораздо легче спрятать. Между тем сам Хилл как в ходе переговоров с северокорейцами, так и в выступлениях для прессы неоднократно заявлял, что США потребуют «абсолютной ясности» в вопросе о наличии у КНДР урановой программы. Так что внезапные сомнения американцев (есть ли это производство и где оно находится?) на практике выльются в призыв хорошенько его поискать. Тем самым США подводят основу под свои тщательно готовящиеся обследования всех интересующих их объектов, прежде всего подземных, на территории КНДР. Ведь карты Пентагона на этот счет удручающе неполны. А именно это обстоятельство остается одним из главных препятствий (с военно-технической точки зрения) для силового решения «северокорейской проблемы».
Так, аналитики фонда «Херитидж» считают, что режим инспекций в КНДР должен сочетать сразу три механизма проверок, применявшихся в договорах о сокращении стратегических вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней дальности и об обычных вооруженных силах в Европе. Инспекторы должны получить право доступа не только на задекларированные Пхеньяном, но и на любые другие объекты, которые они посчитают необходимым осмотреть, на всей территории КНДР. Предусматриваются также внезапные инспекции, предоставление северокорейской стороной самых различных данных об объектах, включая их географические координаты, использование специального оборудования и т.п. Причем все это предполагается делать еще до нормализации американо-северокорейских отношений, которую в Вашингтоне отодвигают на неопределенное будущее. В случае же несогласия северокорейцев на повальные обыски на них можно будет возложить всю вину за очередной «провал дипломатии».
В общем, создается впечатление, что кое-кто в США рассчитывает на короткую память других участников переговоров, в первую очередь северокорейцев, и не прочь повторить иракский сценарий. Когда все цели будут нанесены на карты, можно будет заявить международному сообществу, что «караул устал», и приступить к «разоружению» на свой манер.