Лидер оппозиции Феликс Кулов на митинге в Бишкеке.
Фото Виктории Панфиловой
11 апреля 2007 года в Бишкеке начался митинг оппозиции, главными движущими силами которого стали сторонники Объединенного фронта (ОФ) «За достойное будущее Кыргызстана» и движения «За реформы». Основные требования митингующих – завершение конституционной реформы и досрочные выборы президента.
Президент Курманбек Бакиев попытался переломить ситуацию в свою сторону. 10 апреля 2007 года он выступил с умиротворяющим телеообращением к народу Киргизии, после чего внес проект новой редакции Конституции на рассмотрение в парламент страны. Однако ожидаемого эффекта не достиг.
Город
В день митинга размеренная жизнь Бишкека нарушилась – с утра автомобилисты не могли проехать через центр столицы, а во второй половине закрылись школы, офисы банков, магазины, на дверях которых появились таблички «санитарный день». По сокращенной программе прошли занятия в высших учебных заведениях. Американский университет вовсе не работал. Отменены концерты Юлии Савичевой на 12 апреля и Вахтанга Кикабидзе на 15 апреля. Все что можно прикрыли металлическими щитами или решетками. Даже билборды. А мужское население города как-то в одночасье переоделось в китайский адидас. Ближе к вечеру пресс-секретарь движения «За достойное будущее Кыргызстана» Азамат Калман сообщил, что располагает информацией о том, что крупные магазины Бишкека подвергнутся нападению.
Власти перевели сотрудников милиции на усиленный режим службы. На сей раз их экипировка оказалась получше, нежели 24 марта 2005 г. Им выдали шлемы и металлические щиты, защитные нарукавники, дубинки, а некоторым спецназовцам – автоматы. Впрочем, обстановка в городе оставалась спокойной. Вызывали обеспокоенность только продолжающиеся соревнования конников. На городском стадионе их остается 150. Впрочем, по мнению наблюдателей, эти соревнования – своеобразная тренировка для наездников и лошадей, готовых вмешаться в события.
Митинг
Стартовал митинг, как и обещали организаторы, 11 апреля в два часа дня. К этому времени погода резко изменилась – вместо ожидаемого похолодания и дождей нещадно палило солнце. Но людей было немало – около 10 тыс. участников. И это, очевидно, не предел – оппозиция за счет жителей регионов республики могла довести их количество до 25–30 тыс. человек. Сторонники Объединенного фронта организованными колоннами стали стягиваться на центральную площадь киргизской столицы – Ала-Тоо. Впечатляюще, строевым шагом, прошли отставные сотрудники МВД. Все они были одеты в форму, что вызвало негодование власти, которая тут же заявила, что эта выходка дискредитирует милицию, поскольку со стороны отставников могут быть провокации, а население все беспорядки припишет действующим сотрудникам МВД.
Чуть позже подтянулись в синих банданах представители молодежного крыла партии «Ар-намыс» («Достоинство»). Примечательно, что бишкекчане предпочли, что называется, не высовываться и в митинге не участвовать. Вяловатые выступления с трибуны обострил депутат Жогорку Кенеш (парламента) Кабай Карабеков, заявивший, что очередная редакция Конституции еще больше усилит власть президента.
Появился на трибуне и премьер-министр Алмазбек Атамбаев. Еще недавно он был в рядах оппозиции, но неожиданно для всех принял предложение президента Бакиева и перешел на его сторону. Он сам объяснил свой шаг стремлением к миру и стабильности в стране. Однако речь не удалась – премьера заглушили скандирования «Бакиев, уходи!».
Митинг, в котором участвовали принарядившиеся люди самого разного возраста мог продолжаться куда дольше, если б не беспощадно жаркое солнце... Митингующие разошлись по разбитым вблизи юртам, чтобы набраться сил для последующих акций протеста. Между тем и президент Бакиев, и главный оппозиционер Кулов в беседе с корреспондентом «НГ» говорили, что митинги не могут продолжаться долго – посевная в разгаре.
Мужчина средних лет, приехавший из Чуйской области, пояснил, что его на площадь заставила выйти коррупция. Он содержит небольшое кафе, и кроме налогов, на которые уходит более 70% прибыли, с него каждый раз требуют форменную дань. Другой посетовал: «Чтобы получить должность, надо дать взятку». Истории посыпались одна за другой. Молодой человек, представившийся Алмазом, рассказал, что решил открыть стоматологический кабинет в Бишкеке. Для этого надо не просто получить разрешение, но пройти через «30 кресел». На взятки он уже истратил тридцать тысяч долларов, осталось пройти еще «13 кресел». «Теперь даже не знаю, смогу ли вернуть долги. Жалею, что связался. Надо было уезжать в Россию», – с сожалением заключил Алмаз.
И стало непонятно – люди пришли поддержать требования досрочных выборов президента или вот таким уличным методом решить свои проблемы? Но тот же Феликс Кулов заметил, что идеи «без личного» не бывает: «Требование отставки Бакиева выдвигают не столько Объединенный фронт «За достойное будущее Кыргызстана» и движение «За реформы», сколько рядовые участники митинга. Мы хотим честным путем добиться честных выборов президента, а не ставим цель захватить власть любой ценой. Мы требуем, чтобы республика жила по законам, а не по понятиям, чтобы не было раздела на север–юг, чтобы не было семейной коррупции властей».
Другого пути нет
Организаторы митинга понимают, что обратного пути нет. И говорят об этом. Они хотят изменить прогнившую политическую систему. Среди них не только политики, но и местные олигархи. Это они в первую очередь изнемогают от непомерного давления, которое оказывает на них власть. Бизнесмен и один из лидеров партии «Ата-Мекен» («Отечество») Омурбек Абдрахманов рассказал мне, что бизнесом в этой стране можно заниматься только вместе с властью. «Впрочем, и при той (Аскара Акаева) власти так было. Были толстосумы, приближенные, в результате чего появляются олигархи. Этот олигархический бизнес до сих пор сохраняется. И более того, проявляется в более откровенном виде. Если прежняя власть свои действия пыталась узаконить, то нынешняя в открытую отдает все важные объекты тем бизнес-структурам, которые готовы больше заплатить ей. Так золоторудное месторождение «Джеруй» (80 тонн золота) получила австрийская компания, причем недавно зарегистрированная, с уставным фондом всего в 35 тыс. евро. И главное, что никакие тендеры не проводились, а было указание президента. В республике появилось множество слухов, а затем – и подтверждение, что из Лондона прилетал Борис Березовский. И – вероятнее всего – это месторождение отдано ему или его компании. Мы, собственно, не против Березовского. Мы против того, что это все делается кулуарно», – рассказал Абдрахманов.
Программа ОФ
Анализируя программные заявления ОФ, необходимо указать на основные тезисы. Ядром является жесткая критика правящего режима во главе с Курманбеком Бакиевым. Несмотря на форму, эти заявления носят во многом объективный характер. Повод к тому, чтобы они прозвучали именно в таком виде, в первую очередь дает окружение президента. Увлечение сиюминутными интересами в ущерб национальным, нежелание извлекать уроки из недавнего прошлого – главные тому причины. Именно поэтому дополняют эти заявления требования о конституционной реформе и досрочной отставке президента. Подобного рода формат требований неизбежно приводит к ужесточению противостояния власти и оппозиции, рождая высокую вероятность открытого конфликта между ними.
Сегодня чрезвычайно актуален вопрос о ближайшем политическом будущем Киргизии. Не менее значим вопрос о том, каким образом оппозиция собирается выполнять свои обещания. Можно сказать, что ответ, с одной стороны, очевиден, с другой, скрыт за пеленой будущего. Безусловно, страна и народ достойны лучшего будущего. Однако сможет ли оппозиция обеспечить его и каковы будут средства?
В этом отношении принципиальными выглядят действия власти по отношению к своим политическим оппонентам. Она могла избрать два пути, две тактики разрешения назревающего конфликта.
Первый мог быть направлен на предотвращение источников конфликта путем устранения социальной и политической базы требований оппозиции. Другой вариант действий, по всей видимости, тоже мог быть направлен на его разрешение. Но в отличие от первого это путь репрессий и провокаций. Последний вариант выглядит неприемлемым, поскольку приводит к еще большему обострению ситуации. Именно поэтому он заслуженно выглядит как проявление слабости и неумения управлять ситуацией. Однако, оценивая сегодняшние реалии, надо признать, что власть оказывается более склонной к этому варианту.
Исходя из сказанного, на сегодня можно предположить как минимум два сценария развития ближайших событий. Один – путь диалога и компромисса. Для того чтобы он реализовался, не хватает самой малости. А именно, политической культуры, построенной на взаимном признании ценности мнений, терпимости друг к другу, умения выслушивать и принимать даже самую жесткую критику. Поэтому такой вариант недостижим. Это подтвердили первые обмены мнениями сторонников и противников власти. В частности, что касается президента, можно сказать, что его защитники пока не оправдывают возлагаемых на них задач. Лучшая защита для любого политика заключается в безусловном выполнении им предвыборных обещаний. С этим, к сожалению, пока не очень хорошо. Отсутствие реальных реформ, резко ухудшившееся качество жизни киргизстанцев на фоне процветания избранных рождают разочарование в долгожданных переменах. Поэтому наиболее вероятным выглядит путь дальнейшей эскалации конфликта, способного привести к непредсказуемым результатам.
В связи с этим определенный интерес представляет программа действий объединенной оппозиции, позволяющая ей обрести понимание сограждан. Опыт прошлых лет показал, что низкая поддержка была обусловлена тем, что ее акции носили ограниченный и временами противоречивый характер. Требования в духе «Бакиев, уйди!» не решают проблему системной перестройки государства и неадекватно воспринимаются населением. Страх погромов и переделов скорее отвращает, нежели мобилизует на осознанные реформаторские действия.
Первый шаг оппозиции – требование конституционной реформы – верный. Конституция в редакции от 30 декабря 2006 года фактически отбросила страну на несколько лет назад. Режим суперпрезидентства, оборачивающийся тиранией, давно скомпрометировал себя в условиях Киргизии. Его возобновление чревато гражданским противостоянием, что демонстрирует текущая ситуация. Ядром новой редакции Конституции должна стать последовательная передача президентом своих полномочий исполнительной и законодательной ветвям власти. Это позволит снять напряжение между ними, повысив ответственность последних за принимаемые и реализуемые решения. Думается, что движение в таком направлении позволит создать необратимые механизмы демократии.
Крайне важно, чтобы оппозиция представила четкую, а главное – достижимую программу социально-экономического реформирования. Ее фокусом должно стать первоочередное решение проблем самых бедных слоев населения, соблюдение паритета интересов государства и частного бизнеса, защита прав национальных меньшинств. Не стоит заниматься самообманом, что сразу удастся решить все проблемы. Это невозможно. Однако есть различные механизмы, позволяющие постепенно достичь этой цели. Среди них – реальное противодействие коррупции, которое позволит наполнить бюджет и преодолеть кризис. Помимо экономического укрощение коррупции имеет громадный морально-психологический эффект.
Принципиальным выглядит сохранение курса оппозиции на действия в рамках закона и правового поля. Несмотря на то что власть порой сама играет «не по правилам», это не служит оправданием для других. И без того высокая вероятность силовых столкновений на улицах и площадях в таком случае возрастает многократно. Нельзя сбрасывать полностью со счетов и вероятность раздела по регионам и происхождению. Однако, если власть не оставит оппозиции иного выхода, адекватные действия с ее стороны будут поняты и прощены.
Немаловажным с учетом уроков прошлых лет выглядит фактор качественного состава и «самоочищения» оппозиции. Сегодня, хоть и с большим трудом, происходит переход к принципиально новому качеству – к конструктивной оппозиции. Это означает, что оппозиция начинает постепенно осознавать солидарную с властью ответственность за ситуацию в Кыргызстане. Не просто критика по поводу и без, а реализуемые альтернативы развития должны стать основой в ее работе. Принципиально важно, чтобы деятельность оппозиции носила прозрачный и подконтрольный обществу характер. Значимым элементом этого должна стать грамотная информационная кампания, призванная разъяснить взгляды оппозиции всем жителям Киргизии. Одновременно это позволит снять упреки в заказном или криминальном характере источников ее деятельности. С приходом Феликса Кулова и созданием Объединенного фронта у нее появился такой шанс.
Увлечение количеством уже не раз играло злую шутку с оппозицией, давая справедливые поводы к ее критике. Главный абсурд ноября 2006 года выразился в том, что против Бакиева выступили как убежденные противники Аскара Акаева, так и его верные соратники. Это дало повод к тому, чтобы оценивать происходящее как элементарную клановую разборку. Таким образом, в глазах многих исчез реальный мотив перемен, прокламируемый организаторами митинга. Новая оппозиция, в частности Объединенный фронт, пытается быть разборчивее в выборе партнеров и союзников. Как показывает собственное прошлое, тактический компромисс в последующем может обернуться стратегическим конфликтом. Этому много примеров, включая сам Кыргызстан.
Разумеется, реальная политическая жизнь намного сложнее теоретических схем. И все же, ставя высокие цели, нельзя забывать о нравственной стороне происходящего. Иначе это обернется тем, чем закончилось 24 марта 2005 года для рядовых кыргызстанцев – невыполненными обещаниями, борьбой вчерашних союзников и разочарованием в лидерах нации.
Бишкек