0
1997
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

Традиционная многовекторность и ничего личного

Досым Сатпаев

Об авторе: Досым Сатпаев - директор Группы оценки рисков (ARG), кандидат политических наук.

Тэги: казахстан, россия, транснефть, евразэс, назарбаев


казахстан, россия, транснефть, евразэс, назарбаев В какой стране будет жить этот мальчик, зависит от нынешних властей.
Фото Reuters

Когда речь заходит о безоблачных казахстанско-российских отношениях, нередко возникает вопрос: «Неужели в отношениях двух государств нет никаких проблем и на постсоветском пространстве реально возник интеграционный дуэт двух государств?»

Официальные заявления представляют ситуацию довольно радужно. Действительно, для России Казахстан – единственная из постсоветских стран, которая в отличие от других членов СНГ пока ничего у Москвы не просит и никаких требований не предъявляет. С совместной границей проблему более или менее решили. В районе Каспия также больше схожих позиций, чем разногласий. Антироссийские настроения, как это наблюдается в Грузии или в Прибалтике, в Казахстане практически отсутствуют. Претензии к «северным территориям» Казахстана со стороны некоторых национал-патриотических сил России Кремлем не поддерживаются. К тому же в Россию идет казахстанский капитал, а не низкоквалифицированные трудовые ресурсы.

Определенный оптимизм внушают и итоги переговоров президентов Назарбаева и Путина, которые прошли две недели назад в Москве. Кроме традиционных тем, связанных с Байконуром, Каспием, ЕврАзЭС и СНГ, где у двух стран пока нет разногласий, появились еще два новых направления для обсуждения. Во-первых, это очередная интеграционная идея Нурсултана Назарбаева о создании Евразийского экономического союза. Во-вторых, проект совместной добычи урана, обогащения и производства ядерного топлива.

Но перспектива первой идеи не ясна, учитывая, что даже будущее ЕврАзЭС ставится под сомнение, после того как некоторые государства, входящие в эту региональную структуру, присоединятся к ВТО. К тому же говорить о Евразийском экономическом союзе пока рано, поскольку до сих не работает единое таможенное пространство из-за различий таможенных тарифов и законов, регулирующих сферу внешней торговли. Возможно и то, что Россия сейчас пытается противодействовать любым попыткам США и ЕС реализовать проекты транспортировки каспийской нефти и газа в обход России, будь то Nabucco или Одесса–Броды–Плоцк. В этих условиях аморфная идея Евразийского экономического союза Россию сейчас не прельщает, тем более что Москва пока не видит конкретных результатов от ЕврАзЭС.

Судя по всему, в самой Астане понимают, что такая проблема существует. Об этом свидетельствует и фраза Назарбаева о том, что Казахстан и Россия в нефтегазовой сфере являются не конкурентами, а партнерами. Если об этом было сказано, значит, кое-кто так уже не считает. Возьмем для примера инцидент с литовским нефтеперерабатывающим заводом Mazeikiu nafta, из-за которого лбами столкнулись российская «Транснефть» и «КазМунайГаз». Обе компании пытались приобрести 53,7% акций, принадлежащих ЮКОСу. Ведь это была одна из первых ласточек потенциальных трений. Конфликт интересов России, Казахстана и иностранных компаний также можно наблюдать и по поводу необходимого расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 67 млн. тонн нефти в год. Так как в случае продолжения давления на КТК со стороны России в первую очередь пострадают экономические интересы Казахстана, который рассчитывает увеличить добычу нефти к 2015 году до 130 млн. тонн в год и уже сейчас нуждается в расширении транспортных мощностей КТК.

Кроме того, существует ряд проблем, которые могут препятствовать расширению экономического сотрудничества двух государств. Во-первых, это нестабильная экономическая ситуация в двух государствах, состояние которой в немалой степени зависит от благоприятной ценовой конъюнктуры на сырье, что мешает разработке совместных инвестиционных проектов на долгосрочной основе.

Во-вторых, это упомянутое столкновение интересов между государством и влиятельными бизнес-группами в России по поводу вопроса о целесообразности «чрезмерного» экономического сотрудничества с Казахстаном, который для одних – важный геополитический партнер, а для других – потенциальный конкурент. Отсюда вытекает третья проблема – структурная однородность сырьевой экономики двух государств, которая осложняет полноценную экономическую кооперацию.

Четвертая проблема – политическая и экономическая конкуренция со стороны США, Китая, ЕС, у которых есть свои заманчивые предложения для Казахстана. Пятое – это отсутствие долгосрочной стратегии на будущее. Пока еще довлеет конъюнктура и субъективизм в отношениях между государствами.

Все это создает естественные преграды для быстрого формирования Евразийского экономического союза. Тем более что уровень экономического развития и существующие экономические модели всех постсоветских государств чрезвычайно многообразны.

При этом перспективы активного экономического двустороннего сотрудничества существуют, так как для Казахстана Россия была и остается основным внешнеторговым партнером. По мнению некоторых экономистов, на нее приходится 20% казахстанского экспорта и 50% импорта. До 70% товарооборота между двумя государствами приходится на приграничную торговлю. Это неудивительно, принимая во внимание гигантскую протяженность казахстанско-российской границы и улучшение экономической ситуации в обеих странах, что автоматически приводит к активизации торговых отношений, в том числе на уровне отдельных регионов России и Казахстана, а также предприятий и различных отраслей экономики. В лучшем случае два государства могут рассматривать друг друга в качестве потенциальных зон вложения инвестиций. Выражаясь образным языком экономистов, здесь возможна азиатская модель регионального развития по принципу «летящей гусиной стаи», где Казахстан наряду с Россией мог бы играть роль экономического локомотива для других стран региона, как когда-то Япония была вожаком для других стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, Казахстан, так же как Киргизия и Таджикистан, рассматривается Москвой в качестве площадки для закрепления своих экономических и военно-политических позиций в Центральной Азии. Но фактом является то, что Астане и Москве придется играть по новым правилам, признавая право партнера на реализацию собственных экономических интересов, даже если это кому-то и не нравится.

С другой стороны, усиление экономического сотрудничества с Россией для Казахстана не только объективная потребность, но и часть игры по сохранению баланса геополитических сил, который в 1990-х годах был частично нарушен в пользу США. Активизация торгово-экономического сотрудничества с Россией объясняется не только желанием Казахстана реализовать экономический потенциал, но и стремлением Астаны найти геоэкономический противовес Западу. Как говорится, ничего личного, кроме традиционной многовекторности политики Казахстана. При этом Россия важна как региональная держава, которая к тому же входит в «большую восьмерку». В Астане понимают, что по мере увеличения разрыва между Западом и остальным миром именно Россия, Китай и Индия могут взять на себя роль посредников в переговорах между двумя цивилизациями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1031
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости