0
1404
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.03.2007 00:00:00

Выполнение резолюций СБ ООН затягивается

Тэги: резолюция, сб оон, нагорный карабах, нато


Эффекта можно достигнуть при условии, что одновременно будут использованы и двусторонние переговоры, и посреднические усилия международной общественности, и давление великих держав. Причем только тогда, когда двусторонние переговоры будут вестись не с целью произвести нужное впечатление на собственную аудиторию, а действительно будут нацелены на достижение реальных результатов посредством взаимных компромиссов. Когда посредники станут последовательными и принципиальными, будут исходить не из интересов представляемых ими государств, а из интересов скорейшего достижения прочного мира и безопасности на основе универсальных норм международного права. Что же касается великих держав, то здесь важен отход от двойных стандартов, недвусмысленное доведение собственной позиции до конфликтующих сторон. Стимулы и гарантии со стороны международного сообщества и великих держав в деле обеспечения безопасности и свободного развития Нагорного Карабаха, а также в целом Азербайджана и Армении желательно конкретно обозначить и сделать достоянием широкой общественности.

Нагорный Карабах никогда не стоял в стороне от переговорного процесса по поиску мирного урегулирования конфликта. Лидеры карабахских армян всегда знакомились с предложениями, разрабатываемыми Минской группой, их пожелания принимались во внимание, сопредседатели часто посещали Нагорный Карабах, встречались с местными официальными лицами. Баку не отказывался от ведения переговоров с лидерами карабахских армян, но соглашался на это лишь с условием предварительного выполнения известных резолюций СБ ООН (№ 822, 853, 874, 884), требовавших незамедлительного прекращения военных действий и освобождения районов, оккупированных армянскими силами за границами бывшей НКАО. Прекращение огня достигнуто и в основном поддерживается более 11 лет, но выполнение других требований резолюций СБ ООН неоправданно затягивается.

По мнению азербайджанцев, это происходит по вине армянской стороны, желающей воспользоваться плодами военной победы и вынудить Баку согласиться с их требованиями в отношении статуса Нагорного Карабаха. Оккупация азербайджанских земель была осуществлена вооруженными силами Армении. Сегодня это особо не скрывается. В представлении Баку согласие на ведение переговоров с Нагорным Карабахом при нынешних условиях неприемлемо по двум причинам. Во-первых, это уводит Армению от ответственности за оккупацию территории другого государства, во-вторых, бескомпромиссное требование признать независимость Нагорного Карабаха делает бессмысленным обсуждение проблемы статуса. Таким образом, на данном этапе прямое включение в переговорный процесс Нагорного Карабаха приведет лишь к бесплодным препирательствам. Это, возможно, отвечает замыслам тех, кто не прочь и дальше тянуть время в надежде, что азербайджанцы свыкнутся с мыслью о потере части своей территории, а мир наконец признает это как свершившийся факт.

Однако сказанное не исключает возможности применения отдельного переговорного формата Баку–Степанакерт (Ханкенди), возможно, с подключением представителей азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Заявления азербайджанских официальных лиц и политиков о категорическом неприятии представителей Нагорного Карабаха в качестве партнера в переговорном процессе, что отрицает саму возможность диалога с ними, контрпродуктивны и не отвечают цели достижения исторического примирения наших народов.

Сложности в урегулировании карабахского конфликта усугубляются еще и тем, что Южный Кавказ до настоящего времени окончательно не определился относительно единого формата собственной системы безопасности. На сегодня имеются две альтернативы: ДКБ – система безопасности под эгидой России, которой придерживается до настоящего времени Армения, и НАТО, о стремлении к интеграции с которой прямо заявила Грузия и с некоторой осторожностью Азербайджан. Идея о нейтрализации региона Южного Кавказа, заключении здесь (наподобие Балкан) специального Пакта о стабильности и безопасности с участием России, Турции, Ирана, а также США и ЕС, так и не получила реального воплощения.

Ход событий за последние 10 лет показал, что система безопасности, ориентированная на Москву, неэффективна и, безусловно, проигрывает в сравнении с НАТО. Расширение Североатлантического альянса, принятие в его ряды Болгарии и Румынии, а также вступление в блок вопреки противодействию России стран Балтии (Эстонии, Латвии и Литвы) актуализировали вопрос присоединения к НАТО и государств Южного Кавказа. Опросы населения и экспертов показывают, что жители Грузии в вопросе долговременного обеспечения безопасности страны прямо ориентируются на НАТО. В Азербайджане эти настроения проявляются менее ярко, но они также в пользу НАТО. В Армении же в вопросах безопасности население однозначно ориентировано на Россию, однако многие эксперты осознают большую перспективность взаимоотношений с НАТО.

Фактор Турции по-разному воспринимается в столицах государств Южного Кавказа. Баку видит в Анкаре не только влиятельного члена НАТО, но и союзную, братскую страну. Для Грузии Турция – дружественная региональная держава и ценный партнер в модернизации своих вооруженных сил. В Армении на Турцию смотрят сквозь призму трагического исторического прошлого и видят в Анкаре силу, препятствующую планам по окончательному отторжению Нагорного Карабаха от Азербайджана. В отношении к России ситуация противоположная. Для Армении Москва – это стратегический союзник и традиционный защитник, Азербайджан относится к России с явной опаской, но предпочитает с ней не ссориться, а Грузия прямо указывает на Москву как на подстрекательницу сепаратизма и виновницу продолжения конфликтов на своей территории.

Одновременная и согласованная линия на интеграцию в НАТО имеет огромное значение для безопасности Азербайджана и Армении, особенно в контексте карабахского урегулирования. Определенность в таком выборе предполагает реализацию конкретной программы действий, включающей значительное сокращение численности вооруженных сил, изменение их структуры в соответствии со стандартами НАТО. Одновременно нужно будет осуществить вывод российских войск из стран Южного Кавказа, закрыть используемые ими военные объекты, нейтрализовать полулегальную и законспирированную российскую агентуру (Главное разведывательное управление, Федеральную службу безопасности и др.) и пр. Негативная роль последних в разжигании конфликтов в регионе не вызывает сомнений.

Полноценная интеграция наших стран в НАТО невозможна без урегулирования карабахского конфликта. Следовательно, данная задача является фактором, стимулирующим достижение мирного решения проблемы. Конечно же, НАТО – не панацея от всех споров и острых противоречий между входящими в нее странами. Достаточно вспомнить такие конфликтующие пары среди стран – участниц блока, как Турция и Греция, Испания и Великобритания, Румыния и Венгрия. Однако во всех перечисленных случаях конфликты удается удерживать в политических рамках и не допускать прямых военных столкновений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1757
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2778
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2269

Другие новости