План спецпредставителя ООН Мартти Ахтисаари по косовскому урегулированию, официально именуемый «Всеобъемлющее предложение по урегулированию статуса Косово», подвергнут критике в целом ряде стран. Как подметили многие комментаторы, хотя во внесенных предложениях нет слова «независимость», на деле речь идет о поэтапной, сначала «контролируемой», а затем и полной независимости сербского края. По сути, бывший финский президент предлагает аннексировать солидную часть территории суверенного государства с помощью невоенных средств.
Сомнения и критика
Первой с критическими замечаниями, как и ожидалось, выступила Сербия, утрата для которой края Косово – а это примерно 15% ее территории – означала бы новый серьезный удар по ее национальному и международному престижу. Ведь сегодня мировое сообщество безоговорочно признает ее государственную границу, а сама страна является полноправным членом ООН.
Уже 2 февраля, ознакомившись с предложениями Ахтисаари, сербское руководство дало на них однозначно негативный ответ. Белград продолжает стоять на том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии, а все попытки оторвать край от нее квалифицируются как нарушение Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и других международных соглашений.
16 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подверг критике «навязчивую идею западных партнеров», как он выразился, скорее внести в Совет Безопасности ООН резолюцию, которая одобрила бы разработанный план. «Мы сможем рассмотреть такое предложение только тогда, когда поймем, что этот план или его модификация являются предметом согласия между Приштиной и Белградом», – сказал Лавров.
Сомнения в адрес адекватности схемы косовского урегулирования, выдвинутой Ахтисаари, прозвучали и в тех странах, где есть проблема самопровозглашения отдельных районов независимыми территориальными образованиями или присоединения их к другим государствам (Великобритания, Испания, Италия, Кипр, Румыния и другие).
Независимость в обход СБ ООН
Во «всеобъемлющем предложении» Ахтисаари предусмотрены не только формальные атрибуты независимого государства (герб, гимн и флаг), но и действующие самостоятельно от Сербии центральные органы власти и управления, независимая судебная система, национальные вооруженные силы, силы безопасности, полиция и спецслужбы, в том числе разведывательные органы.
Из документа видно, что независимость Косово может быть провозглашена и без участия СБ ООН – на тот случай, если кто-то наложит вето на проект новой резолюции по Косово взамен действующей резолюции 1244. Независимость, по замыслу Ахтисаари, может быть достигнута путем принятия новой Конституции края квалифицированным большинством в 2/3 депутатов местного парламента, где албанцы имеют подавляющее число голосов.
Шагом, свидетельствующим о готовности отделить Косово от Сербии, является предложение Ахтисаари определить доли погашения внешнего долга Сербии между Белградом и Приштиной. Стоит добавить, что с января 2002 года официальной денежной единицей края является евро. Это также должно было создать финансовую основу для продавливания косовской независимости. И это в условиях, когда новые члены ЕС вынуждены ждать еще несколько лет до получения разрешения на вхождение в еврозону!
Ни слова о безработице, наркотрафике и стандартах
С другой стороны, в документе спецпосланника крайне сомнительными выглядят права и свободы, обещанные нацменьшинствам. Если они активно нарушались в течение восьми последних лет при значительном международном присутствии в лице ООН, ЕС, ОБСЕ и НАТО (а это свыше 22 тыс. чел.), то где гарантия того, что в случае положительного решения вопроса о независимости эти права будут соблюдаться?
Аналогичная ситуация, похоже, сохранится и в отношении создания «необходимых условий» для возвращения беженцев и перемещенных лиц. После 1999 года это в основном сербы. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, в край вернулись немногим более 6% из 226 тыс. лиц, подпадающих под указанную категорию. В документе Ахтисаари нет ни слова о свободе передвижения по территории края нацменьшинств, которые заперты в 33 анклавах. Военнослужащие КФОР, расходующие две трети оперативного времени на собственную охрану, не в состоянии обеспечить им надлежащее эскортирование к учреждениям здравоохранения, образования и т.д.
План обходит стороной такие вопросы, как борьба с безработицей (а она составляет 70%), прекращение использования края в качестве основного транзитного пункта переправки наркотиков в Европу (по данным Интерпола, через Косово доставляется до 90% наркотиков). Замалчивается и проблема незаконно находящегося в крае оружия (около 500 тыс. стволов).
В предложениях спецпосланника ООН ничего не сказано о состоянии выполнения 110 «косовских стандартов» (свода задач по проведению административно-политических и социально-экономических преобразований), утвержденных несколько лет назад. Страны, выступающие за предоставление Косово независимости, публично признают факт реализации лишь половины из 13 наиболее приоритетных стандартов, да и то с большой натяжкой.
Из разъяснений Ахтисаари видно, что Косово может быть наделено статусом независимого государства через 13 месяцев после вступления в силу «всеобъемлющего предложения». Этот план не несет в себе никаких компромиссных развязок, хотя на это не раз обращали внимание представители всех стран, задействованных в урегулировании.