0
2291
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.03.2007 00:00:00

Последний союзник

Степан Григорян

Об авторе: Степан Геворкович Григорян - председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству.

Тэги: снг, газ, армения, энергия


снг, газ, армения, энергия За оставшееся до конца президентства время Роберту Кочаряну не удастся создать в Армении независимую энергетическую систему.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Почти абсолютная энергозависимость

Россия уже второй год подряд в разгар зимнего сезона начинает пересмотр условий поставок газа странам СНГ: зимой 2005/06 г. разразилась российско-украинская «газовая» война, а год спустя – российско-белорусская «нефтегазовая». Более спокойно произошло подорожание голубого топлива для Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана.

Определяющей причиной, приведшей к изменению российской энергетической политики на постсоветском пространстве, является стремление РФ стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Для получения полноправного членства в ВТО России в ближайшее время необходимо будет выполнить ряд требований этой организации, в том числе отпустить цены на бензин и газ внутри страны и отказаться от политики предоставления преференций на нефть и газ, поставляемые другим странам. Поэтому позиция РФ состоит в том, что она впредь никому не будет предоставлять скидки при поставках энергоносителей, о чем еще раз 1 февраля 2007 г. четко заявил Владимир Путин.

Решение России о повышении тарифа на поставляемый в Армению газ зимой 2005/06 г., а также закрытие контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе серьезно ударило по энергетике и торговле Армении, вызвало серьезную обеспокоенность армянской общественности. Даже самым пророссийски настроенным политикам в Армении стало ясно, что Москва изменяла свою политику и в отношении самых преданных своих партнеров. Армению не спасло даже то, что она согласилась на приватизацию «Газпромом» армянского магистрального газопровода. Но парадокс: в то время как Грузия и Азербайджан делают все для уменьшения зависимости от российских энергоносителей, Армения, на первый взгляд, лишь ее усиливает. Сегодня России принадлежит около 80% энергетических систем Армении. Так, РФ контролирует большую часть рынка энергетики в Армении – Севан-Разданский каскад гидроэлектростанций был отдан российской стороне в счет погашения госдолга, РАО «ЕЭС России» передана крупнейшая на Южном Кавказе Разданская ТЭС, работающая на российском природном газе, а в апреле 2006 г. правительство Армении продало за 248,8 млн. долл. «Газпрому» и пятый, недостроенный энергоблок этой станции, в ответ получив возможность зафиксировать цену на российский газ в размере 110 долл. за 1 тыс. куб. м до 1 января 2009 г.

Армянское руководство достаточно вяло реагирует на создавшуюся ситуацию в области энергетической безопасности, но даже оно вынуждено сегодня искать альтернативные источники и пути доставки энергоресурсов. Правительством Армении разработана стратегия развития энергетической системы страны. Кроме того, в настоящее время завершается строительство газопровода Иран–Армения, на средства из японского кредита ведется строительство современного блока на Ереванской ТЭС, согласуется техническо-экономическое обоснование совместного с Ираном строительства на реке Аракс Мегринской ГЭС и продолжается реализация программы строительства малых ГЭС.

Энергоресурсы Армении

Собственной добычи природного газа в Армении нет. Российский «Газпром» в настоящее время является единственным поставщиком газа в страну. Поставки газа до границы с Арменией осуществляет «Газэкспорт» (100% дочернее предприятие «Газпрома»), а на границе газ закупает «АрмРосгазпром». Ежегодно «Газпром» поставляет потребителям Армении 1,7 млрд. куб. м природного газа. «АрмРосгазпром» был создан в декабре 1997 года, где «Газпром» и Минэнерго Армении владеют по 45% акций предприятия, 10% акций принадлежат компании «Итера» (отметим, что с конца 2006 года «Газпром» контролирует уже 58% акций «АрмРосгазпрома»). Основной сферой деятельности ЗАО «АрмРосгазпром» является организация поставок природного газа для внутреннего рынка Армении. Кроме того, «АрмРосгазпром» занимается транспортировкой, хранением, переработкой, распределением и реализацией природного газа, реконструкцией и расширением газотранспортной системы и подземных хранилищ газа в Армении.

С учетом изменившейся тарифной политики на газ, поставляемый в некоторые страны СНГ, со стороны России (Россия с апреля 2006 г. по 1 января 2009 г. будет поставлять газ Армении по цене 110 долл. за 1 тыс. куб. м вместо прежних 54 долл.), а также осложнения российско-грузинских отношений (газопровод, соединяющий газотранспортные системы Армении и России, проходит по территории Грузии) для Армении особенно актуальным становится вопрос диверсификации источников газа.

Эту задачу Ереван пытается сегодня решить посредством строительства газопровода Иран–Армения. Еще в сентябре 2004 г. во время визита в Армению президента Исламской Республики Иран Мохаммада Хаттами было подписано несколько соглашений. Одно из них касалось предоставления Иранским банком развития и экспорта 30 млн. долл. на строительство первой части 115-километрового газопровода Иран–Армения (участок Мегри–Каджаран). На основе этого документа подписано соглашение между армянской государственной компанией ЗАО «Высоковольтные электросети» и иранской компанией «Санир» о строительстве 42-километрового участка Мегри–Каджаран на территории Армении. Иранская сторона обязалась построить участок 70-километрового газопровода на своей территории от Тавриза до Мегри. Таким образом газовые системы Ирана и Армении соединятся.

В настоящее время прокладка Мегри–Каджаран практически завершена, близятся к завершению работы и в Иране, и ориентировочно летом начнутся поставки иранского газа в Армению. То есть уже сегодня можно говорить о появлении у Армении нового источника голубого топлива.

Несмотря на то что газопровод Иран–Армения, согласно заявлениям официальных лиц, в Ереване пока не рассматривается в качестве альтернативы российскому маршруту поставки газа, эксперты считают, что в контексте увеличения тарифов на российский газ и неминуемого повышения транзитных тарифов со стороны Грузии, Армения в перспективе может полностью перейти на иранский газ (в начале 2006 г. Грузия повысила цены за транзит российского газа по своей территории с 6 до 30 долл. в за 1 тыс. куб. м газа).

По газопроводу Иран–Армения иранская сторона в течение 20 лет планирует поставить в Армению около 36 млрд. кубометров газа. Для выполнения условий контракта, по которому иранская сторона взяла на себя обязательство обеспечивать Армению газом в объеме не менее 1 млрд. куб. м в год, необходимо продолжить строительство газопровода по двум направлениям: Каджаран–Сисиан протяженностью в 55,4 км и Джермук–Арарат – в 99,7 км. В настоящее время ведутся интенсивные переговоры по строительству второго участка газопровода с российским «Газпромом». По предложенной российским монополистом схеме правительству Армении и «Газпрому» предлагается основать совместное предприятие, которое и займется строительством.

По договору Армения должна расплачиваться с Ираном за поставляемый газ поставками электроэнергии (по формуле «газ в обмен на электроэнергию» из расчета 3 кВт энергии за 1куб. м газа), для чего и строится новая линия электропередачи (ЛЭП). Новая ЛЭП позволит передавать через энергосистему Армении существенные объемы электроэнергии из стран СНГ в Иран, и наоборот. Потенциальными покупателями армянской электроэнергии могут быть Грузия, Иран, Турция, Россия, а возможно, и Азербайджан. Сотрудничество Армении со странами региона может осуществляться через Иран. В частности, между Ираном и Азербайджаном осуществляется взаимопереток электроэнергии. Сейчас энергосистемы Армении и Ирана работают параллельно, однако в определенные часы они могут работать параллельно и с Азербайджаном. Проекты энергетического сотрудничества с Ираном имеют также страны Средней Азии. Если Армения начнет работать также и с Грузией в параллельном режиме, то это будет означать параллельную работу и с Россией, так что в этой сфере у Армении вырисовываются серьезные перспективы.

С Ираном также ведутся переговоры относительно поставок в Армению жидкого топлива. В частности, рассматриваются два варианта поставок жидкого топлива из Ирана в Армению: при помощи малогабаритного трубопровода, а также автотранспортом.

Гидроэлектростанции

Еще до Второй мировой войны в Армении была построена и введена в эксплуатацию Канакерская ГЭС мощностью 88 МВт. В период с 1945 по 1960 г. в Армении было завершено строительство всех ГЭС Севан-Разданского каскада, далее гидроэнергетическое строительство продолжилось на реке Воротан, и в 1970–1989 годах полностью вводятся в эксплуатацию Татевская, Шамбская и Спандарянская ГЭС Воротанского каскада. Эти гидроэлектростанции являются крупнейшими в Армении и могут дать до 20–25% потребляемой электроэнергии.

Недавно было распространено сообщение, что в ближайшее время начнется строительство Мегринской ГЭС на приграничной реке Аракс. В настоящее время завершаются работы по составлению технико-экономического обоснования проекта. А на днях в Тегеране состоялось очередное заседание совместного технического комитета, в ходе которого были подготовлены предложения для их обсуждения министрами энергетики Армении и Ирана. Технический комитет предлагает построить на территории Армении и Ирана по одной ГЭС с установленной мощностью по 140 МВт.

Тепловые электростанции (ТЭС)

В 1930–1950 гг. рост электропотребления в республике явно опережал рост гидроэнергетических мощностей, поэтому с конца 1950-х годов в Армении началось строительство ТЭС на привозном топливе. В 1963–1966 гг. были сданы в эксплуатацию теплоагрегаты на Ереванской, в 1966–1974 гг. – на Разданской, а в 1964–1976 гг. – на Ванадзорской электростанциях.

Сегодня армянские ТЭС нуждаются в серьезной реконструкции и модернизации. В мае 2004 года в рамках визита в Ереван министра нефти и газа Ирана Бижана Зангане между Ереванской ТЭС и иранской национальной компанией по экспорту газа были подписаны два соглашения. Первое касалось непосредственно приобретения иранского газа, а второе – оплаты иранского голубого топлива поставками армянской электроэнергии с Ереванской ТЭС в объеме 3 кВт-ч за 1 куб. м газа.

Программа по модернизации Ереванской ТЭС, финансирование которой осуществляется Японским банком международного развития, происходит в рамках армяно-японского межправительственного соглашения и договора между правительством РА и Японским банком международного развития. Общая сумма кредита превышает 150 млн. долл. Строительство энергоблока на Ереванской ТЭС началось со второй половины 2006 года и осуществляется японскими компаниями. Реализация этого проекта очень важна, так как Ереванская ТЭС является активным участником программы «Электроэнергия в обмен на газ».

Разданская ТЭС является крупнейшей тепловой электростанцией энергетического комплекса Армении, ее мощность составляет 1100 МВт. В 2003 году ТЭС была передана в собственность РФ в счет погашения государственного долга Армении. Для привлечения инвестиций в модернизацию энергетики Армении в 2004 году правительство республики объявило о намерении продать незавершенный пятый энергоблок Разданской ТЭС мощностью 300 МВт, который и был продан в апреле 2006 года «Газпрому». «Газпром» и РАО «ЕЭС России» предлагают создать консорциум (имеются инициативы и с иранской стороны) для совместной достройки пятого энергоблока Разданской ТЭС, на которой должны «замкнуться» поставки иранского газа с последующей реализацией программы «Электроэнергия в обмен на газ».

Следует отметить, что программа «Электроэнергия в обмен на газ» включает в себя постепенную модернизацию всех армянских тепловых электростанций.

Местные и альтернативные источники энергии

Армянские энергетики пытаются развивать также и местные источники энергии: гидроресурсы, энергосбережение и альтернативную энергетику. Наиболее значительные результаты получены в малой гидроэнергетике, где государство взяло на себя обязательства в течение 15 лет приобретать электроэнергию у малых ГЭС. В результате их совокупный объем производства вырос, достигнув 90–95 МВт. В настоящее время на этапе строительства и сдачи в эксплуатацию находятся свыше 32 малых ГЭС общей мощностью 200–250 МВт, а на этапе проектирования – 43.

Сегодня ряд зарубежных фирм проявляет интерес к развитию ветряной энергетики в Армении. Иран уже ввел в действие на Пушкинском перевале четыре ветряные электростанции общей мощностью в 2,8 МВт. В ближашие 15–20 лет в Армении планируется построить несколько ветряных станций общей мощностью 200–250 МВт.

Сдвиги начались и в сфере производства электроэнергии из биомассы.

Атомная энергетика

В середине 1970-х годов мощность действовавших и строившихся электростанций была недостаточна для покрытия электрической нагрузки энергосистемы Армении, и было решено построить атомную электростанцию. Первый энергоблок Армянской АЭС (ААЭС) был построен и введен в эксплуатацию в 1976 году, а в 1980 году – второй энергоблок.

В 1989 году, после разрушительного спитакского землетрясения, по соображениям безопасности АЭС была остановлена. После распада СССР и вследствие блокады Армении и частых повреждений магистрального газопровода энергетика страны оказалась в глубоком кризисе, из которого удалось выкарабкаться только в середине 1990-х годов, когда АЭС возобновила работу. Был запущен только второй блок станции с советским реактором ВВЭР-440 первого поколения с установленной мощностью в 407,5 МВт, и сейчас он вырабатывает до 30–40% электроэнергии, производимой в стране, а первый блок по-прежнему законсервирован.

За десять лет эксплуатации второго блока при содействии специалистов из России и МАГАТЭ проведена значительная работа по повышению безопасности станции. Как считают международные эксперты, АЭС может функционировать безопасно до 2016 года, когда выработает свой ресурс. С сентября 2003 года Армянская АЭС на 5 лет была передана в финансовое управление «Интер РАО ЕЭС» – дочерней компании РАО «ЕЭС России».

Сегодня, возможно, пришло время подумать о строительстве в Армении второй атомной станции, так как альтернативная энергетика не сумеет ее заместить. Но таким планам противится Евросоюз. Тем не менее в прошлом году власти заявили о своем решении начать в скором времени строительство новой АЭС стоимостью примерно 1 млрд. долл. Но проходящие с потенциальными инвесторами переговоры пока конкретного результата не дают. Хотя, не исключено, что они не оглашаются – многие действия правительства не отличаются высокой прозрачностью и порождают много вопросов. Например, как получилось, что с конца 2006 года «Газпром» контролирует уже 58% акций «АрмРосгазпрома», несмотря на то что при создании этого совместного предприятия «Газпром» и Минэнерго Армении владели по 45% акций предприятия, а 10% акций принадлежало компании «Итера»? Или почему пятый энергоблок Разданской ТЭС, на завершение строительства которого огромные средства были затрачены Евросоюзом, а позже Ираном, в конечном итоге был продан тому же «Газпрому»? Уже муссируются слухи о том, что под контроль «Газпрома» передан и армянский участок газопровода Иран–Армения (участок Мегри–Каджаран). А если вспомнить, что РАО «ЕЭС России» передан Севан-Разданский каскад гидроэлектростанций, Разданская ТЭС и финансовое управление Армянской АЭС, то станет ясно, что энергетическая сфера Армении находится в чрезмерной зависимости от одного государства, что ставит под вопрос эффективность энергетической безопасности страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
632
КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

Дарья Гармоненко

По указанию Зюганова партия откладывает всякую оппозиционную активность на потом

0
489
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
490
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
552

Другие новости