Посол ФРГ: «Берлин занимается дальнейшим расширением стратегического партнерства с Россией».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В эксклюзивном интервью «НГ» посол ФРГ в России Вальтер Юрген Шмид рассказывает о приоритетных задачах одновременного германского председательства в ЕС и G8, а также перспективах партнерства с Россией и программе двустороннего сотрудничества.
– Господин посол, Германия сейчас председательствует в ЕС и G8. Как реализуется программа двойного председательства, объявленная канцлером Ангелой Меркель?
– Двойное председательство в Группе восьми и Совете ЕС в первой половине 2007 года означает особое требование к нашей стране. Германия полностью посвятила себя этой деятельности. Центральный девиз председательства Германии в G8 – «Рост и ответственность». На первый план выходит, с одной стороны, формирование глобализированной мировой экономики, а с другой – развитие Африки.
В качестве основных тем июньского саммита G8 в Хайлигендамме в области глобализированной мировой экономики можно назвать следующие: инвестиционная свобода, инновации и защита интеллектуальной собственности, эффективное энергопользование, охрана окружающей среды и меры в связи с изменением климата. К этому добавляются прозрачность в сырьевом секторе, социальная поддержка процесса глобализации, импульсы для ликвидации глобального дисбаланса, прозрачность рынков финансов и капиталов. Экономическое развитие Африканского континента необходимо форсировать путем расширения частного сектора. Поэтому должны улучшаться условия для инвесторов. Основными целями Германии, связанными с африканской проблематикой, станут ответственное управление, устойчивый рост и борьба с бедностью и болезнями, в частности со СПИДом.
Что же касается председательства в Совете ЕС, то мы с радостью ждем празднования 50-летия со дня подписания Римского договора, заложившего основы Европейского союза, которое пройдет 25 марта в Берлине. «Берлинская декларация» глав государств и правительств ЕС подтвердит европейские ценности и обозначит перспективу на будущее.
Еще одной важной темой председательства Германии станет дальнейшее внутриполитическое развитие ЕС. Федеральное правительство сделает все возможное для того, чтобы успешно продолжить конституционный процесс и выполнить соответствующее поручение Европейского совета, данное в июне 2006 г. Германия приложит усилия к дальнейшему развитию нашей внешней политики и политики безопасности, а также европейской политики соседства, основанной на общих ценностях. При этом мы делаем ставку в первую очередь на тесное сотрудничество с Россией. Наряду с этим ЕС будет расширять свое партнерство с Африканским континентом.
– Какое место среди приоритетов немецкого председательства в ЕС отводится России? Что имеется в виду под «новой восточной политикой ЕС»?
– Партнерство с Россией имеет решающее значение. В этом едины все те, кто принимает в Германии решения. Поэтому федеральное правительство занимается дальнейшим расширением стратегического партнерства с Россией. Мы уверены, что и российское правительство хочет этого тесного партнерства с ЕС. Важно, чтобы в итоге были достигнуты результаты, способствующие дальнейшей интенсификации взаимоотношений.
Конкретными приоритетами председательства Германии в Совете ЕС по отношению к России являются переговоры о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, а также продолжение развития четырех «общих пространств».
Одной из центральных ответственных задач совместной внешней политики и политики безопасности ЕС в следующие годы будет укрепление стабильности в Восточной Европе, а также в Средиземноморье и Черноморском регионе. Мы хотим в ходе нашего председательства и далее развивать европейскую политику соседства и расставлять стратегические акценты с учетом позиций наших восточных соседей. С помощью европейской политики соседства мы развиваем разработанные отдельно для каждого конкретного случая стратегические концепции в отношении соседних стран и регионов, которые могут и не являться членами ЕС, но при этом разделяют и поэтапно берут на вооружение наши ценности демократии и рыночной экономики, взаимопонимания и терпимости.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений РФ–ЕС. Каково ваше видение ситуации?
– Взаимоотношения между ЕС и Россией развиваются хорошо. Имеется значительный прогресс, касающийся как торговли, так и интенсивности культурных проектов. Весной в Поволжье состоится очередной саммит ЕС–Россия, Германия работает над тем, чтобы эта встреча прошла успешно.
В начале года имелись некоторые недопонимания. Россия многие десятилетия была – и остается сегодня – надежным поставщиком энергоносителей. Энергетическая сфера очень отчетливо дает понять, почему нам необходимо дальнейшее развитие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Мы хотим поставить энергетическое сотрудничество на новую основу и закрепить важные принципы в новом СПС, чтобы избежать недоразумений и недопонимания в этой области.
– Но пока энергетика остается конфликтной темой?
– Значение энергетической политики в формировании нашей внешней политики и политики безопасности очень выросло. Сегодня мы говорим о внешней энергетической политике. Мы должны поставить партнерство в области энергетической политики с важными странами-поставщиками, транзитными странами и странами-потребителями на солидную и надежную основу. Евросоюз и Россия в равной степени заинтересованы в долгосрочном, надежном энергетическом партнерстве. Мы все сознаем, что имеется стратегическая зависимость в хорошем смысле слова, из которой Евросоюз может извлечь пользу, но которая выгодна и России. Мы нужны друг другу.
Это энергетическое партнерство должно основываться на принципе взаимности, а также на принципах Энергетической хартии. Германия в рамках своего председательства в ЕС работает над тем, чтобы в скором времени начать переговоры по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве.
– Да, но эти переговоры все еще блокируются Польшей. Почему ЕС не может решить эту проблему «в своем кругу»?
– Президент Владимир Путин и главы государств и правительств стран ЕС подтвердили во время своей встречи в Лахти в октябре 2006 года свое желание дальнейшего развития стратегического партнерства между ЕС и Россией. Обе стороны едины в своем желании поставить существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве на новую основу. Ввиду широты диапазона наших связей и комплексности вопросов российское правительство и ЕС придерживаются мнения, что не стоит поддаваться временному прессингу. Важнее сама договоренность относительно новых перспектив по укреплению нашего партнерства.
Мы работаем над тем, чтобы переговоры с Россией могли начаться в ближайшем будущем, и я уверен, что мы достигнем прогресса еще до окончания нашего срока председательства в ЕС.