Во избежание энергокризиса Белоруссия будет использовать все: дрова, отходы лесозаготовок и даже навоз.
Фото Reuters
Топливно-энергетический баланс Белоруссии, как и структура экономики этой страны не претерпели существенных изменений со времен Советского Союза. Однако об энергетической независимости власти страны всерьез задумались только в этом году. Причиной послужил заметный рост цен на российские углеводороды.
Доля природного газа в энергетическом балансе страны составляет 75% (а в выработке электрической энергии и все 95%), весь он поступает из России. Нереформированная белорусская экономика остается по-советски энергоемкой. В этой ситуации конкурентоспособность выпускаемой продукции может сохраняться только при относительно низкой стоимости газа. Вся экспортируемая нефть – тоже российская. Ситуацию для Белоруссии усугубляет еще и то, что, имея относительно дешевую нефть в течение всех постсоветских лет, она «подсела» на российскую энергетическую иглу. Нефтепродукты составляют порядка 40% белорусского экспорта.
В начале января президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился разработать новую концепцию энергетической безопасности страны (предыдущая была принята в 2004 году), предусматривающую диверсификацию по видам энергоносителей и поставщикам, а также меры по снижению энергоемкости ВВП.
Не так давно председатель президиума Национальной академии наук Белоруссии Михаил Мясникович сообщил, что распоряжение президента выполнено и документ практически готов. Принципиальным новшеством концепции энергетической безопасности является намерение Белоруссии построить АЭС. Согласно планам правительства страны, строительство АЭС начнется в 2008 году. Первый блок должен быть введен в эксплуатацию в 2014 году, второй – к 2016 году. Как пояснил министр энергетики Белоруссии Александр Озерец, два действующих атомных блока позволят экономить порядка 4,5–5 млрд. кубометров газа в год.
Напомним, кстати, что ранее Александр Лукашенко обещал не строить АЭС в еще не отошедшей от последствий чернобыльской аварии Белоруссии без предварительного обсуждения этого вопроса «с народом». Теперь же в условиях, близких к экстремальным, решение было принято единолично.
Вторым новшеством концепции энергетической безопасности Белоруссии, по словам Мясниковича, является то, что она устанавливает пороговые значения удельного потребления энергии на единицу производимой продукции. Вводится новый показатель – энергоемкости ВВП. «Он характеризует макроэкономический объем потребляемых топливно-энергетических ресурсов на производство ВВП стоимостью 1 тыс. долл. по паритету покупательной способности», – пояснил глава академии наук.
Еще один вид ТЭР, который предлагает новый документ, – уголь. К 2020 году в топливно-энергетическом балансе страны должно быть 2 млн. тонн условного топлива.
Планируется, что Белоруссия построит электростанцию, работающую на угле, мощностью 600 МВт и еще две электростанции по 100 МВт модернизирует «под уголь». Рассматривается вариант перевода с природного газа на уголь чрезвычайно энергоемких цементных производств.
В планах Белоруссии довести долю местных видов топлива до 25–30%. Соответствующая программа действовала уже в прошлом году. Отчитываясь в декабре о ее выполнении, чиновники Департамента по энергоэффективности отмечали, что при росте потребления газа на 19% дров использовали больше на 27%. Потребление отходов лесозаготовок и деревообработки в этот же период выросло на 140%. До 2012 года планируется использовать 264 тыс. тонн отходов. В новом топливно-энергетическом балансе страны будет присутствовать лигнин (вещество, получаемое при гидролизе сахарозы, глюкозы или клетчатки древесины); в небольшом объеме будет представлена ветро- и гидроэнергетика. В дело обеспечения энергетической безопасности Белоруссии пойдет даже навоз, бытовой органический мусор, растительное сырье. В стране уже строятся биогазовые энергетические комплексы.
Для страховки от разного рода форс-мажоров планируется увеличить мощности подземных хранилищ газа до 2–3 млрд. куб. м. Это даст месячный запас прочности.
Также в планах белорусского правительства добиться того, чтобы не менее 20% нефти поставлялось через порты Черного и Балтийского морей. Это может быть иранская, венесуэльская или каспийская нефть. Варианты уже прорабатываются.
Правда, как видно из самих программ и планов, энергетическая независимость Белоруссии – дело будущего. Строительство АЭС, гидро- и электростанций, биоэнергетических комплексов, техническая модернизация предприятий – все это требует больших финансовых затрат, которые надо где-то взять. Белорусское правительство уже робко заговорило о необходимости внешних заимствований (речь идет о 1,5 млрд. долл. в этом году на цели модернизации экономики), но и это тоже пока только планы.
Минск