В номере «НГ-дипкурьер» от 22 января 2007 года мы опубликовали выдержки из доклада американской исследовательской группы по Ираку, возглавляемой Джеймсом Бейкером и Ли Гамильтоном. Сегодня мы предлагаем читателям ознакомиться со взглядом помощника президента США по национальной безопасности Стивена Хэдли, анализирующего новую стратегию Джорджа Буша в Ираке. Перевод статьи предоставлен Госдепартаментом США.
Стивен Хэдли
В докладе Бейкера–Гамильтона объясняется, что неудача в Ираке может повлечь за собой серьезные последствия для наших национальных интересов в важнейшем регионе и для нашей собственной безопасности у себя дома. В моих многочисленных беседах с членами Конгресса и экспертами по внешней политике мало кто это оспаривал.
В стратегическом обзоре, подготовленном по поручению президента Буша, проанализированы возможные варианты, как вывести Ирак на траекторию успеха. Были рассмотрены и альтернативы, обсуждаемые сейчас в Конгрессе, но после оценки стратегических рисков и ставок они были отвергнуты.
Рассматривался вариант вывода американских сил из Багдада и их сосредоточения на борьбе с «Аль-Каидой» в Ираке и подготовке иракских сил безопасности, как рекомендуют некоторые члены Конгресса.
Большинство согласно с тем, что мы должны ориентироваться на борьбу с «Аль-Каидой». Президентская стратегия активизирует эту борьбу – особенно в провинции Анбар, где «Аль-Каида» пытается найти убежище. Согласна администрация и с тем, что надо ускорить обучение иракских сил безопасности. Президентская стратегия действует именно в этом направлении: установлены критерии, позволяющие отслеживать прогресс, наращивать численность и боеспособность этих сил. Подготовка и поддержка иракских войск останутся важнейшей и первоочередной задачей наших военных.
Однако выполненный по поручению президента анализ также позволил сделать вывод, что наибольшие шансы на успех будет иметь стратегия, обеспечивающая безопасность Багдада. Иначе иракское правительство и его службы безопасности могут не устоять перед лицом разгула насилия на религиозной почве, этнических чисток и массовых убийств. Хаос может затем захлестнуть всю страну – а то и весь регион. «Аль-Каида» может усилиться за счет бегства суннитов из Багдада и нового кровопролития на религиозной почве. Иран осмелеет и расширит поставку смертоносных средств экстремистским группам. Курдский север окажется в изоляции, что может стимулировать сепаратистские настроения и попытки регионального вмешательства. Террористы получат в свое распоряжение безопасные очаги по всему Ираку, откуда они смогут угрожать нашим союзникам в регионе и безопасности в нашей собственной стране.
Новый план для Багдада направлен против тех самых проблем, которые мешали нашим прежним усилиям. Во-первых, он принят по инициативе иракцев, которые хотят взять столицу под свой контроль. Во-вторых, появится достаточно сил (иракских и американских), чтобы удерживать районы, очищенные от террористов и экстремистов. В-третьих, новая оперативная концепция позволит не только преследовать террористов и экстремистов, но и защищать население. В-четвертых, новые правила применения силы дадут иракским и американским силам возможность преследовать нарушителей закона, к какой бы этнической или религиозной группе они ни принадлежали. В-пятых, за операциями по обеспечению безопасности последует экономическая помощь на цели восстановления, в том числе привлечение миллиардных иракских средств, которые позволят создавать рабочие места и откроют перспективу лучшей жизни.
Как пояснил на слушаниях в Конгрессе генерал Дэвид Петреус, новый командующий силами США в Ираке, для того чтобы этот новый план увенчался успехом, необходимо усилить американские войска. Любой план, ограничивающий способность усиливать наши войска на местах, приведет к неудаче и может отдать Багдад в руки террористов и экстремистов до того, как легитимные иракские силы будут готовы вступить в бой. Такого исхода президент просто не может допустить.
Доклад Бейкера–Гамильтона подкрепляет этот вывод. В нем сказано: «Мы могли бы, впрочем, поддержать краткосрочное перемещение или приток американских боевых сил для стабилизации обстановки в Багдаде... если американский командующий в Ираке определит, что такие шаги были бы эффективны». Именно это и определили наши командиры и президент.
Акцент на усиление войск не должен затмевать глубоких изменений в президентской стратегии. Вопреки некоторым предположениям усиление военного присутствия – это не стратегия, а средство, направленное на достижение цели, и часть пакета ключевых стратегических сдвигов, которые принципиально перестроят подход США к выполнению поставленных задач в Ираке.
Опираясь на опыт, накопленный в других районах страны, новая стратегия вдвое увеличивает число групп по реконструкции, действующих на местах. Эти подразделения, руководимые гражданскими специалистами, будут направлять помощь туда, где она необходима, и помогать иракскому правительству распространить свое влияние на все уголки страны.
Поскольку тесное сотрудничество между гражданскими и военными структурами имеет ключевое значение для успеха, к американским боевым бригадам будет прикреплено 10 новых гражданских групп по реконструкции.
Новая стратегия включает в себя и другие важнейшие предложения доклада Бейкера–Гамильтона – такие, как двукратное увеличение численности войск, прикрепляемых к иракским силам, использование критериев, позволяющих нам и иракцам отслеживать прогресс, и возобновление дипломатических усилий по дальнейшему оказанию поддержки иракскому правительству и достижению политического примирения.
В конечном счете стратегия успеха должна предусматривать реальный план обеспечения безопасности жителей Багдада. Таково необходимое условие для достижения других целей. Стратегия президента Буша, и только она, предлагает такой план.