0
1300
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.02.2007 00:00:00

Диалог без давления

Тэги: россия, энергетика, ес


россия, энергетика, ес Президент Польши Лех Качиньский не стал блокировать переговоры ЕС с Украиной, несмотря на проблемы с поставками сельхозпродукции.
Фото Reuters

В эксклюзивном интервью «НГ» постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов анализирует отношения России с Европейским союзом и комментирует вопросы энергобезопасности.

– Владимир Алексеевич, как вы оцениваете нынешнее состояние отношений РФ–ЕС? Какие меры предпринимаются для улучшения имиджа России в Европе после новогодних ценовых споров с Белоруссией?

– Отношения между Россией и Евросоюзом в последние годы характеризуются прежде всего растущей заинтересованностью друг в друге. Объективная взаимодополняемость и, если хотите, взаимозависимость экономических потенциалов (ЕС – крупнейший торгово-экономический партнер России, да и наша страна среди партнеров Европы занимает третье место, уступая лишь США и Китаю), заложенный в последнее десятилетие политический и правовой фундамент сотрудничества, совместно сформулированные стратегические цели взаимодействия – все это позволяет системно выстраивать устойчивое здание российского еэсовского партнерства. Активно развиваются политический диалог, научные и культурные связи, контакты в сфере юстиции и внутренних дел, отраслевые и секторальные диалоги.

Есть, конечно, и проблемы. Часть из них вполне объективна: ведь на глобальном рынке мы зачастую не только партнеры, но и конкуренты. Другие имеют иное происхождение. Например, некоторые из проблем связаны с недавним расширением Евросоюза. Некоторые из вступивших в мае 2004 года десяти новых членов пытаются выступать в роли своего рода «экспертов по России». Дескать, они одни только и знают, как Евросоюз должен строить свои отношения с Российской Федерацией. На деле же, как мы видим, отдельные политические элиты элементарно пытаются использовать ЕС для продавливания собственных сиюминутных интересов. В результате в ткань наших отношений с Евросоюзом привносятся нервозность и исторические комплексы. Пользы от этого нет никому.

К счастью, в большинстве случаев здравый смысл берет у наших партнеров в ЕС верх. Последний пример – ситуация вокруг транзита нефти через Белоруссию. Несмотря на озабоченность, которая возникла у стран Евросоюза в связи с неожиданным сбоем в поставках нашей нефти, раздувать эту тему в Брюсселе не стали. Конечно, сыграло позитивную роль то, что разногласия с Минском были урегулированы быстро и потребители в странах ЕС фактически не пострадали. Хотя, конечно, имиджу России эта история очков не добавила. Поэтому для поддержания традиционно высокого уровня доверия к России как к надежному поставщику с нашей стороны на различных уровнях партнерам были даны необходимые разъяснения о причинах и обстоятельствах происшедшего.

В целом же эта ситуация подтвердила необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия с ЕС в энергосфере на основе четких и справедливых принципов уважения интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Мы к этому готовы.

– Недавно КЕС утвердила пакет мер в сфере энергетики для Евросоюза. Ваше мнение по поводу этих документов? Как отразится реализация упомянутых планов на энергетическом сотрудничестве России и ЕС?

– Давайте сначала уточним – представленный Еврокомиссией 10 января «энергетический пакет» документов является сводом предложений КЕС по формированию новой энергетической политики Европейского союза. Сам пакет многоплановый – он покрывает вопросы создания единого либерализованного рынка энергии ЕС, расширения использования возобновляемых источников энергии, меры по энергоэффективности и энергосбережению, шаги по борьбе с изменениями климата, разработку новых энерготехнологий и переход на низкоуглеродную экономику, а также выстраивание взаимодействия ЕС с внешним миром в энергетической сфере. Сегодня эти предложения рассматриваются в рамках профильных структур Совета ЕС, то есть с участием экспертов стран-членов, где уже сейчас сталкиваются различные подходы «27-и» к конкретным соображениям КЕС.

Предполагается, что финальной точкой определения главных направлений энергетической политики ЕС станет разговор на мартовском Совете глав государств и правительств стран Евросоюза, который и должен будет принять соответствующие решения.

Вне всякого сомнения, будущие решения ЕС относительно его энергетической политики скажутся и на нашем взаимодействии с Евросоюзом в области энергетики. Полагаю, влияние это будет скорее позитивным, чем негативным. В пользу такого прогноза говорят как признаваемая обеими сторонами – и Россией, и Евросоюзом – значимость равноправного партнерства в этой сфере для обеспечения энергетической безопасности «большой» Европы, так и накопленный за предыдущие годы опыт взаимодействия, в том числе в рамках стартовавшего в 2000 г. энергодиалога Россия–ЕС.

Нашим специалистам наверняка будут небезынтересны наработки Евросоюза в решении вопросов энергоэффективности и энергосбережения, открывающиеся перспективы дальнейшего сотрудничества в сфере новых энерготехнологий, разработки возобновляемых и других альтернативных источников энергии.

Уместно подчеркнуть, что энергетическое сотрудничество Россия–ЕС и сегодня не сводится к вопросам поставки энергоресурсов. Достаточно упомянуть о разрабатываемом проекте ТЭО перехода электроэнергетических систем России, СНГ и государств Прибалтики на синхронный режим работы с объединением западноевропейских электросетей UCTE, а также совместную инициативу координаторов энергодиалога Россия–ЕС – министра промышленности и энергетики Виктора Христенко и члена КЕС Андриса Пиебалгса – по энергоэффективности, которая сегодня обретает «плоть». Думается, свежие идеи Евросоюза будут способствовать обогащению повестки дня энергодиалога Россия–ЕС.

– Когда могут начаться переговоры Москвы и Брюсселя по новому базовому соглашению взамен истекающего СПС? У Москвы есть свой проект нового договора? Каковы его основные положения?

– Вернусь к предыстории вопроса. На саммите Россия–ЕС в Сочи в мае прошлого года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением – Договором о стратегическом партнерстве – между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами. Мы свою «домашнюю работу» выполнили: распоряжение правительства России, которое позволяет нам начать переговоры, подписано. А вот у наших партнеров из ЕС возникли сложности.

Как известно, Польша, недовольная абсолютно обоснованным запретом на ввоз отдельных видов ее сельхозпродукции в Россию, заблокировала утверждение переговорного мандата Еврокомиссии (а именно КЕС является главным переговорщиком со стороны Евросоюза). Фактически поляки выдвинули остальным странам-членам ультиматум: мандат в обмен на снятие запрета. Пока ЕС с этой внутренней для него проблемой справиться не смог. Мы же придерживаемся принципиальной позиции: «мясное эмбарго» и запуск переговоров – вопросы, не имеющие никакой взаимосвязи.

Кстати, несколько дней назад ЕС одобрил мандат КЕС на переговоры по новому всеобъемлющему соглашению с Украиной. А ведь в марте прошлого года Киев также ввел ряд ограничительных мер на ввоз сельхозпродукции из Польши, но в этом случае Варшава почему-то принятие мандата не заблокировала┘

В том, что начало переговоров по новому соглашению затягивается, с международно-правовой точки зрения ничего страшного нет: нынешнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, первые десять лет действия которого истекают 1 декабря с.г., будет автоматически продлеваться на ежегодной основе. Другое дело, что нынешний СПС во многом устарел и затяжка с началом переговоров посылает неверный сигнал о реальном состоянии отношений России с Евросоюзом.

Хотя переговоры по новому соглашению официально не начаты, необходимые приготовления делаются. И у нас, и в ЕС продолжаются осмысление и предварительное формулирование целей и задач будущего соглашения, его структуры, обновленных механизмов сотрудничества и проч. Готового проекта у нас пока нет: до его написания стороны должны сначала согласовать принципы работы над документом, его структуру.

Общее же видение будущего Договора о стратегическом партнерстве Россия–ЕС (надеемся, именно так он и будет именоваться) у нас, конечно же, есть. Это должно быть рамочное, емкое и ориентированное в будущее юридически обязывающее соглашение, где были бы зафиксированы цели и принципы сотрудничества, его институциональные механизмы, отражены результаты ведущейся работы по созданию четырех Общих пространств – экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Будучи рамочным по своему характеру, этот договор должен предусматривать возможность заключения при необходимости отдельных, более детальных секторальных соглашений.

– Насколько вероятно, что энергетическое сотрудничество Россия–ЕС будет регулироваться особым соглашением, подписанным в дополнение к новому договору о сотрудничестве? Такое «обособление» энергетики выгодно России?

– Форма, конечно, существенна, но это не главное. Более важным представляется другое – содержание, которое мы хотим получить: юридически выверенные и четко прописанные правила взаимодействия, ясно и понятно регулирующие равноправные отношения между стратегическими партнерами. Среди этих принципов и правил – обеспечение прозрачности, предсказуемости и стабильности энергорынков, улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе «большой» Европы, поощрение энергоэффективности и энергосбережения, диверсификация видов энергии, физическая безопасность и устойчивость энергоинфраструктуры, решение проблем климата при взаимной ответственности производителей и потребителей за безопасность во всех звеньях «энергетической цепочки». В какой форме могут быть зафиксированы такие договоренности – это будет предметом переговоров. Давайте подождем их официального начала и посмотрим, к чему будут готовы наши партнеры из ЕС.

– Некоторые СМИ сообщали, что КЕС готова снять ссылки в новом договоре на положения ДЭХ. Как вы это прокомментируете? Разъясните, пожалуйста, почему Москва считает невыгодной для себя ратификацию Договора к Энергетической хартии.

– По поводу Договора к Энергической хартии. Россия уже не раз четко заявляла, что мы не против тех принципов, которые заложены в Энергетическую хартию, однако в Договоре к ней есть ряд положений, которые не обеспечивают в необходимой мере равную защиту интересов всех участников, адекватное распределение рисков между странами производства, транзита и потребления энергоресурсов. Об этом Россия, кстати, предупреждала еще 13 лет назад при подписании ДЭХ – назывались и конкретные проблемы, требующие решения. В их числе – режим инвестиций, вопросы торговли товарами ядерно-топливного цикла, режим транзита энергоресурсов.

К тому же со времени разработки самого Договора к Энергохартии минуло немало лет (напомню, он появился в 1991 году) и произошедшие перемены как на мировом энергорынке, так и в самих странах, подписавших этот Договор, требуют адекватного учета и отражения. Мы считаем, что либо должны быть уточнены положения этого документа, либо разработан новый на основе тех же принципов, которые заложены в основу ДЭХ. Мы готовы к диалогу, но без какого-либо давления и с обязательным учетом не раз озвученных российских озабоченностей.

Работа над новым Договором о стратегическом партнерстве может дать ответы и на эти вопросы. Диалог с Европейским союзом о характере и будущем нашего энергетического партнерства позволяет надеяться, что общие с партнерами из ЕС подходы мы найдем. Естественно, без какого бы то ни было механического переноса не устраивающих Россию положений ДЭХ и Транзитного протокола в будущий Договор о стратегическом партнерстве или в возможное отдельное соглашение по энергетике.

– В последнее время в документах КЕС и выступлениях европейских политиков все чаще звучит призыв выступать с единой позицией в отношениях с Москвой. На ваш взгляд, России более выгодно и удобно работать с Евросоюзом как единым целым или с его отдельными странами-членами?

– Одно другого не исключает: мы выстраиваем стратегическое партнерство с Евросоюзом, одновременно продолжая поддерживать и развивать двусторонние отношения и всеобъемлющий диалог с его странами-членами. Ведь сам Евросоюз – образование многослойное. Какие-то вопросы относятся к исключительной компетенции Европейских сообществ, какие-то государства-члены предпочли оставить за собой. Между ними – «серая зона» смешанной компетенции, которая хотя постепенно и сокращается, но медленно. Поэтому порой даже возникают сложности в определении того партнера, с которым тот или иной конкретный вопрос необходимо обсуждать. Причем разобраться сходу иногда сложно не только нам, но и самим партнерам из ЕС.

Надеемся, что Евросоюзу удастся в итоге выйти на решение по институциональной реформе, предусмотренной проектом конституционного договора ЕС. Тогда наше взаимодействие с Евросоюзом было бы эффективнее.

– Некоторые американские и европейские политики в конце прошлого года предлагали распространить действие 5-й статьи Вашингтонского договора на сферу энергетики, а также объединить страны ЕС и НАТО в картель энергопотребителей, чтобы противостоять использованию Москвой энергоресурсов в качестве «политического оружия». Каковы перспективы появления «энергетической НАТО»? Каким будет ответ Москвы? Будет ли, например, создан «газовый ОПЕК»?

– Не хотелось бы вдаваться в полемику с высказываниями тех политиков, в чьем воспаленном воображении традиции холодной войны переносятся на вопросы энергетической безопасности. Думаю, показательна реакция основной массы политического истэблишмента Европы, да и США, – прозвучавшие призывы остались только призывами, к тому же без серьезного резонанса. Полагаю, в нынешнем глобализирущемся мире пытаться решать вопросы обеспечения собственной безопасности без учета интересов других мировых игроков – недопустимо. Никакой картель – будь то газовый, будь то энергопотребительский – не способен обеспечить баланс интересов и рисков глобального энергорынка.

Реальная политика все-таки идет в другом направлении, более, на мой взгляд, рациональном и трезвом, – формировании универсальных принципов обеспечения энергетической безопасности в глобальном масштабе, как это было зафиксировано, в частности, в специальном заявлении Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» в июле 2006 г.

Cбой в поставках нефти из-за споров с Белоруссией не способствовал улучшению имиджа России.
Фото Reuters

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
607
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2328
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1540
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1169

Другие новости