Обеспечение энергетической безопасности – тема, которая давно уже вышла за рамки кулуарных обсуждений профессиональных или политических элит и занимает умы всей мировой общественности. Борьба за доминирование на нефтегазовом рынке постепенно принимает все более открытый и жесткий характер. Пользуясь так называемым «энергетическим оружием», одни пытаются расширить свое политическое влияние, другие – шантажируют, третьи – ищут безопасные пути доставки, четвертые – подстраиваются под реалии.
Западным государствам есть над чем задуматься. Поставлять по бартеру систему ценностей в обмен на энергоносители уже не получается – демократия в начале XXI столетия не пользуется особым спросом. Сейчас для Запада чуть ли не единственным относительно надежным транзитным регионом с выходом на центральноазиатский нефтяной оазис является Южный Кавказ. С некоторыми трудностями, но здесь уже заработали нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровод Шахдениз–Тбилиси–Эрзерум. Окно пробито, что дает определенные шансы для дальнейшего развития данного коридора до государств Центральной Азии через транскаспийскую магистраль. Тем более что эти государства тоже заинтересованы в диверсификации экспорта – слишком долго основная прибыль уходила на российскую сторону. Правда, «Газпром» в последнее время несколько повысил закупочные цены на туркменский и казахский газ, но выгоды от альтернативных путей доставки нефтепродуктов на европейские рынки куда больше. Но даже если эти проекты не будут реализованы, одни разговоры о них делают более уступчивыми российских трейдеров и дают вполне конкретные прибыли.
В самих странах Южного Кавказа ситуации радикально отличаются друг от друга, и вектор их развития напрямую привязан к возможностям обеспечения внутренней энергетической безопасности.
Азербайджан, несмотря на некоторые трудности, сумел перестроить свою энергосистему таким образом, что уже в текущем году объявил об отказе от закупок российского газа. Думается, если «Газпром» на переговорах с Баку опирался на бизнес-мотивации и не ставил во главу политику, у него сохранилась бы возможность хоть временно сохранить за собой рынок и он попытался бы подключиться к региональным энергетическим процессам. Но желание придавить «бунтующую» Грузию перевесило рациональный подход. В результате «Газпром» потерял рынок, а в отношениях с Баку появилась некоторая прохлада, что принесет серьезные отрицательные последствия для энергетической стратегии России.
В энергетическом комплексе Грузии за последние годы ситуация заметно улучшилась. Серьезные сложности остаются с обеспечением страны природным газом. Очевидно, несмотря на появление альтернативных источников в виде Шахденизского газового консорциума, полностью от сотрудничества с «Газпромом» отказаться в ближайшие годы не получится. В конце прошлого года грузинские дистрибуционные компании подписали контракты с российской компанией, уже на новых условиях – по 235 долл. за 1000 кубометров газа. Это означает, что энергетические отношения России и Грузии освобождаются от политических оков и переходят на коммерческие рельсы – была заплачена так называемая «цена свободы», но это не означает, что Грузия полностью вышла из-под российского влияния в энергетической сфере.
Значительная часть внутренней энергогенерации и дистрибуции находится под прямым или косвенным контролем Москвы. РАО «ЕЭС» через «Интер-РАО» владеет дистрибуционной компанией «ТЭЛАСИ», обеспечивающей грузинскую столицу электричеством. Этой компании также принадлежат объекты тепло- и гидрогенерации. Внешторгбанк (ВТБ) опосредствованно контролирует газотурбинные установки.
Не лучше обстоят дела и в отдельной газовой сфере. Несмотря на то что «Газпрому» так и не удалось овладеть магистральным газопроводом, по которому газ из России поставляется в Грузию и Армению, российские и зависимые компании постепенно овладевают системой дистрибуции. Здесь особенно активны компании «Итера» и «Казтрансгаз». Так что говорить об обеспечении энергобезопастности Грузии как минимум преждевременно, и, соответственно, политические риски очень высоки. Рычагов давления на Тбилиси для реализации своей энергетической политики в руках Москвы все еще достаточно. Единственная теоретическая возможность для Грузии в плане уменьшения доли «Газпрома» в своем газовом балансе – открытие иранского направления. Но категорически против этого выступают США, а против Вашингтона Тбилиси не пойдет. Во всяком случае, в обозримом будущем.
В самом сложном положении находится Армения, которая до последнего времени была полностью зависима от «Газпрома». Сегодня Ереван открывает для себя иранское направление, но политические риски после этого никак не уменьшились. Эта страна гарантированно удерживается в «ежовых рукавицах» и особой перспективы изменения вектора своего развития не имеет. Тем более что контрольным пакетом практически всей генерации, дистрибуции и энергетической инфраструктуры уже давно и прочно владеют российские компании.
В Европе активизировались разговоры о необходимости ослабления российского влияния на энергетический рынок, что естественным образом повышает интерес к инициированию новых проектов в обход России. Это открывает новые перспективы для стран Южного Кавказа, но не стоит забывать, что степень влияния Москвы на страны Центральной Азии и Иран очень высокая. Игра продолжается. Ставки высоки, но явный перевес пока на стороне России.