В Белоруссии склонны видеть в российско-белорусских разборках последнего времени не столько проявления торговой войны, сколько политический конфликт. Причем считает так не только президент Белоруссии Александр Лукашенко, признавшийся недавно, что Россия всегда рассчитывала «поглотить» маленькую Белоруссию.
Повод говорить о торговой войне дает форма разрешения проблемных вопросов в отношениях двух стран. «Изначально жесткие и резкие заявления России по газу, по нефти вызваны тем, что интеграционная риторика не перешла в реальные действия по объединению Белоруссии и России, переходу на российский рубль», – прокомментировал ситуацию «НГ» экс-глава Нацбанка Белоруссии, доктор экономических наук Станислав Богданкевич. «Я полагаю, что Россия своими действиями, которые я бы назвал шантажом, хочет побудить Александра Лукашенко выполнять ранее подписанные им соглашения по сдаче белорусского суверенитета», – говорит известный белорусский экономист. В общем-то действия России понятны, считает Станислав Богданкевич, ведь Александр Лукашенко действительно подписал эти «абсурдные» соглашения, у которых не могло быть иного результата, нежели потеря независимости Белоруссии. Но он ошибся в своих расчетах – управлять на равных Россия не позволила. Эти обстоятельства говорят о том, что происходящее – это не чисто торговая война, это политическое противостояние, и цена его – суверенитет Белоруссии.
По мнению Станислава Богданкевича, нельзя рассматривать как торговую войну естественное стремление России перейти в отношениях с Белоруссией на рыночные отношения. «Тот компромисс, которого удалось достичь как по нефти, так и по газу, можно считать здравым и приемлемым. Суверенные государства должны рассчитываться по рыночным ценам», – полагает эксперт. «Да, сначала шли угрозы, предрекающие войну, но окончательное решение – это не только не война, это льгота для Белоруссии», – считает он.
Ограничение поставок белорусского сахара в Россию – это тоже результат обостренных отношений между двумя странами. «Мы действительно производим его в 2 раза больше, чем потребляем, и большую часть делаем из сырья, закупленного в Латинской Америке, а это уже нарушение союзных договоренностей, ведь речь шла о беспошлинной поставке только свекловичного сахара», – рассуждает Станислав Богданкевич.
Эксперт считает, что потери в этой торгово-политической войне понесет исключительно белорусская экономика. Нынешняя власть хоть и добилась в обмен на обещания создать единое государство низких цен на энергоносители, благоприятной рыночной конъюнктуры для своих товаров и даже создания нефтяного офшора, но использовать эти средства для укрепления национальной экономики не смогла. Российские дотации не были направлены на техническое переоснащение предприятий, за что можно было бы только приветствовать, они были попросту проедены. «Лукашенко обманывал Россию и деньги тратил на подкормку своих избирателей», – говорит Богданкевич. Если Россия действительно вступит в торговую войну (пока можно говорить лишь о намерениях) и осуществит все озвученные в последнее время угрозы и создаст барьер на пути белорусских товаров в РФ, то экономика Белоруссии, завязанная на российский рынок, войдет в стопор, считает эксперт.
Правда, он надеется, что до этого не дойдет. Россия, конечно, не откажется от намерений расширять сферу своего влияния. Стремление увеличивать территорию страны где-то в глубине российского сознания, считает Станислав Богданкевич. «Но для того, чтобы строить нормальные отношения с Россией, не обязательно сдавать суверенитет. Я думаю, что Россия пойдет на компромисс и удовлетворится гарантией Белоруссии не выступать против РФ на международной арене. Ну, например, не вступать в НАТО, не выступать против России в ООН, обеспечить сотрудничество и гарантию всем российским законным интересам на территории Белоруссии. И при этом строить отношения как суверенным государствам. Правда, не факт, что нынешняя власть сможет строить отношения открыто и честно. Демократы, которых не любят в России, были бы более предсказуемы», – полагает Богданкевич.
Минск