Граждане государств СНГ выстаивают очереди за трудовой картой.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Экономика России, население которой, особенно трудоспособного возраста, стремительно сокращается, не может сегодня существовать без притока иностранных работников. C 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения в РФ составит 9 млн. человек. Усиление демографической политики не сможет дать какие-либо результаты в такие короткие сроки. России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. В настоящее время это делает иностранную рабочую силу одним из наиболее значимых факторов экономического роста в России.
Многие регионы России уже с 2000–2001 гг. испытывают абсолютную нехватку рабочих рук. Если до 1999 г. значение показателя напряженности на рынке труда (число зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию) было ниже 1,0 только в Москве, то в 2001 г. – уже в 14 субъектах РФ.
Потребность в рабочих кадрах Россия со второй половины 1990-х годов удовлетворяла за счет трудовой иммиграции, в первую очередь из стран СНГ, где продолжает сохраняться высокий уровень безработицы и более низкий, чем в РФ, уровень жизни населения. Если в 1995-м в нашей стране законно трудились 160 тыс. иностранных граждан, то в 2005-м – более 700 тыс. По различным оценкам, это составляет лишь 7–10% от всех трудовых иммигрантов. Исследования показывают, что безработица среди этой группы лиц невелика и кратковременна.
Гастарбайтеры вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие России. Как показали социологические опросы, проведенные в разных регионах РФ в 2002–2006 гг., от 30 до 50% рабочих мест, занятых трудовыми иммигрантами, не являются конкурентными, то есть на них россияне не претендуют. В то же время примерно 90% иностранцев работают в РФ, не имея регистрации и разрешения на работу. Учитывая, что общая численность незаконных мигрантов из стран СНГ составляет у нас не менее 5,5 млн. человек, такая ситуация создает серьезную угрозу для безопасности нашей страны.
Основным фактором роста масштабов незаконной миграции в РФ были законодательные и процедурные препятствия. Новое российское иммиграционное законодательство, вступившее в силу 15 января текущего года, дает надежду если не на полное решение существующих в этой области проблем, то по крайней мере на значительное уменьшение их масштабов. Например, теперь мигранту, чтобы легализоваться, достаточно представить принимающей стороне миграционную карту с отметкой о въезде в страну и документ, удостоверяющий личность. Одновременно процедура уведомления о временном пребывании мигранта призвана решить задачу создания системы миграционного учета как основы государственной статистики иммиграции, практически прекратившей свое существование с 2000 года. И напрасно обижаются наши украинские соседи, которые имели право находиться на территории России 90 дней без регистрации по месту жительства и теперь сочли, что их лишили преференций. Ведь речь идет о миграционном учете, и было бы странно исключить из него украинцев, представляющих одну из самых многочисленных групп в трудовом притоке в Россию.
Революционным можно назвать положение нового законодательства о предоставлении мигранту возможности самому получать разрешение на работу, причем в короткий срок (10 дней) и по упрощенной процедуре. Это освобождает гастарбайтеров от прежней «крепостной» зависимости, предоставляет им свободу выбора.
Концептуальность нового законодательства прослеживается и в предоставлении значительных преимуществ временным трудовым иммигрантам из стран с безвизовым режимом пересечения российской границы: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Эти преимущества перед мигрантами из других стран касаются получения разрешений на работу и на временное проживание (до трех лет). Кроме того, работодатели, нанимающие временных рабочих из этих стран, освобождены от необходимости получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Таким образом, очевидна направленность новой миграционной политики на создание общего рынка труда СНГ.